Экономисты, ученые и мыслители уделяли изучению природы человеческих потребностей много внимания, справедливо полагая, что на этих потребностях основаны общественные отношения.
Экономические потребности – это внутренние стимулы, побуждающие общественное производство необходимых товаров, работ и услуг. Потребности побуждают использовать имеющиеся в распоряжении полезные ресурсы максимально эффективно. Экономические потребности также показывают отношение людей к условиям их деятельности. Они показывают и отношения, которые возникают между людьми в процессе распределения и производства необходимых экономических благ.
Классификация экономических потребностей:
По субъектам:
- Личные (индивидуальные), коллективные, общественные (пища, жильё, одежда, социальные потребности в разумном руководителе, положительном психологическом климате, хороших условиях трудовой деятельности, признании в коллективе. Экономические потребности общества – это экономический рост, благоприятный экономический климат в стране, отсутствие инфляции, дефицита, безработицы;
- Потребности предприятий, домашних хозяйств, государств, которые являются экономическими субъектами (потребность в качественных товарах, работах и услугах по низким ценам, повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, максимализации прибыли, увеличению поступлений в государственный бюджет и т.д.)
По объектам:
- Физиологические – обусловлены тем, что человек является биологическим существом, которому необходимо поддерживать свою жизнедеятельность;
- Социальные – потребности в информации, общении, образовании, признании заслуг обществом;
- Материальные – это потребности в услугах и благах, имеющих материальную форму;
- Духовные – потребности в творчестве, самосовершенствовании, развитии таланта;
- Первоочередные – те, что могут удовлетвориться предметами первой необходимости;
- Второстепенные – те, что удовлетворяются с помощью предметов роскоши;
Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным):
- Самореализация
- Уважение, признание социумом
- Социальные (любовь, дружба и т.д.)
- Безопасность и чувство защищенности
- Физиологические
Данная классификация на сегодняшний день являеться самой универсальной, так как она исходит в большейстепени из биологических потребностей вида, и не так подвержена влиянию культуры и других признаков, отличающих людей.
Экономические потребности: классификация по степени возможности их реализации:
Абсолютные – возникают и выявляются при текущем уровне развитии техники и науки (например, спрос на мобильные телефоны был невозможен еще несколько десятилетий назад по причине отсутствия технической возможности);
Действительные – могут быть реализованы при текущем уровне науки и производства;
Платежеспособные – те, которые человек в состоянии удовлетворить с помощью своего дохода. Именно эти потребности больше всего интересуют производителей.
Но и это еще не все. Очень многие общественные потребности также складываются исторически, они очень сильно зависят от культурных и религиозных особенностей, а также от климата, географических условий, пола, возраста и других особенностей. Так, потребности людей, населяющих разные страны, скажем, жителей Швеции и Австралии или исповедущих разную религию могут коренным образом различаться между собой.
Важная черта потребностей – они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися ресурсами. Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по производству товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован закон возвышения потребностей, который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Еще в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом благосостояния уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть дохода уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы роскоши.