Рулевая рейка ВАЗ-2109: диагностика и замена своими руками

Рулевая рейка ВАЗ-2109 редко нуждается в замене, намного чаще нужно проводить ее регулировку. Выполнить все действия можно в гаражных условиях. Причины, по которым необходима регулировка, чаще всего кроются в стуках, возникающих в рулевом механизме. На всех переднеприводных автомобилях ВАЗ девятого и десятого поколений используются одинаковые конструкции реек.

Очень часто стук рулевой рейки водители путают с аналогичным звуком, который доносится со стороны шаровых опор. Но если после диагностики шарнира вы выяснили, что он в полном порядке, необходимо провести проверку рулевого управления. Обычно во время движения по ровным дорогам никакие звуки не доносятся. Но как только происходит наезд на кочку или ямку, появляется стук. Это может быть связано с тем, что ослабло крепление рулевой рейки ВАЗ-2109.

Основные поломки

Все неисправности, которые появляются в рулевом механизме, происходят из-за того, что автомобиль очень часто ездит по неровным и пыльным дорогам. Если вы привыкли ездить по разбитым дорогам медленно, стараетесь объезжать все большие неровности, то этим вы спасете не только рулевую рейку ВАЗ-2109, но и все наиболее важные элементы подвески.

рулевая рейка ВАЗ-2109

Очень часто «юные» водители наезжают на бордюры, что приводит к быстрому износу элементов рулевого управления. Но ничто не сравнится с порванным пыльником. Если внутрь механизма попадёт вода или пыль, то придётся менять полностью весь узел, так как все трущиеся детали будут изнашиваться очень быстро. Симптомы поломок:

  1. В районе рулевого механизма слышны посторонние звуки.
  2. Значительно увеличивается люфт рулевого колеса.
  3. Руль иногда стопорится.
  4. Через пыльник на механизме просачивается смазка.

Эксплуатировать автомобиль с неисправным рулевым управлением нельзя, поэтому нужно как можно раньше начать проводить ремонт. Только обязательно убедитесь в том, что неисправна именно рейка, а не шаровая опора или стойки. В противном случае только зря проведете ремонт и потратите немалые деньги.

замена рулевой рейки ВАЗ-2109

Подготовка к ремонту

Перед заменой рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо выполнить подготовку. Обратите внимание на то, что придется разбирать несколько узлов. Выполните такие действия:

  1. Установите автомобиль таким образом, чтобы передняя часть оказалась немного выше задней. Обязательно под задними колесами нужно поставить противооткатные упоры, они не позволят автомобилю сместиться.
  2. Ослабьте болты крепления передних колес.
  3. Поднимите левую сторону при помощи домкрата и снимите колесо. Под левую сторону установите надежную опору.
  4. Аналогичные действия проведите на правой стороне. Главное, чтобы вся передняя часть была вывешена над землей.

Вот и все, теперь можно приступать к снятию механизма. Только желательно очистить все элементы от грязи, обработать проникающей смазкой. Уберите в сторону провода, которые мешают доступу к месту установки рулевой рейки ВАЗ-2109.

пыльник рулевой рейки ВАЗ-2109

Демонтаж рейки

Дальнейшие действия выполняются по такому принципу:

  1. Вращаете руль и выравниваете положение тормозных дисков (колеса ведь сняты уже).
  2. Тяги с поворотных кулаков стоек можно не снимать. Но лучше сделать это. Для этого извлеките штифты и выкрутите гайки на обеих тягах.
  3. Установите съемник и извлеките палец наконечника из поворотного кулака.
  4. Затем нужно выпрямить пластину под болтами, которыми закреплены тяги к картеру рулевой рейки.
  5. Головкой выкрутите болты.
  6. Затем выкручиваете крепления рейки к перегородке.
  7. В салоне нужно ослабить затяжку шлицевого соединения вала.

После всех этих действий рейка может быть извлечена через колесную арку.

Комплекты для ремонта

Чтобы восстановить рулевую рейку, потребуется купить комплект, в который входят упорные игольчатые подшипники, пластиковые втулки, прокладки, кольца, кожух, рейка, стяжки пыльников. В продаже можно встретить всего два типа комплекта для ремонта: для частичного и капитального. Предпочтительнее использовать первый комплект, так как в нём большее количество элементов. Даже если вы решили только пыльник рулевой рейки ВАЗ-2109 заменить, то при разборке узла обязательно обнаружите много дефектов.

ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109

Пошаговый ремонт рейки

Выполняется ремонт по такой схеме:

  1. Отсоединяете от рейки колпачки, расположенные с торцов, а также пыльник и упоры. Оцените состояние всех демонтированных элементов. Если имеются повреждения, то обязательно замените их.
  2. При помощи восьмигранника необходимо выкрутить пробки, чтобы открылся доступ к стопорным кольцам, пружинам и втулкам.
  3. Затем необходимо снять подшипник и оценить визуально его состояние. Если у него имеется хоть малейшая неисправность, обязательно установите новый.
  4. Снимите шестерню привода и рейку.
  5. Установите новую втулку на приводном валу, используйте все новые резиновые компоненты.
  6. Обратите внимание на то, что на втулке есть ещё резинка, предназначенная для защиты. Сначала необходимо ее поставить в картере рулевой рейки ВАЗ-2109, затем излишки можно срезать при помощи ножа.
  7. Для снятия игольчатого подшипника лучше всего воспользоваться съемником. Если его нет, то можно при помощи дрели и сверла 1,5 мм сделать отверстие в центре подшипника. После этого пробоем выбивается он из картера.
  8. Прежде чем производить сборку, необходимо тщательно очистить от загрязнений весь картер рулевой рейки.
  9. Все подвижные элементы рейки необходимо обработать смазкой типа "Литол-24".

На этом ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 окончен. Сборка всего узла производится в обратном порядке, устанавливаются новые запасные компоненты.

крепление рулевой рейки ВАЗ-2109

Периодичность проведения ремонта

Обратите внимание, что после капитального ремонта или замены рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо будет выполнять следующие действия:

  1. Все резьбовые соединения необходимо подтягивать через каждые 300 км пробега.
  2. Один раз в 1000 км нужно осматривать состояние всех пыльников, при необходимости устанавливать новые.
  3. Старайтесь как можно чаще следить за состоянием рейки, если вдруг появляются какие-то звуки, проведите осмотр и ремонт.

Обязательно смотрите за тем, какое состояние у пыльников. Качество изделий, которые продаются в магазинах, различное. Одни могут прослужить более 10000 км, другие же не пройдут и 1000.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.