Театр «Современник» основали в 50-х годах прошлого столетия в Москве. Главой театра у истоков считается Олег Ефремов. Хотя на тот момент театр представлял собой лишь группу артистов, объединившихся в стремлении достичь общей цели. А именно — заявить о себе, о своем творчестве и выразить протест против формализма, который недавно стоял во главе искусства. Первоначальные трудности в функционировании театрального объединения породили его аскетический стиль. Постоянной площадки для выступлений у художественного коллектива не было, они кочевали из театра в театр. Пока в 1964 году «Современник» не получил звание государственного театра, а спустя 10 лет труппа не обосновалась в особняке на Чистопрудном бульваре. Там сейчас и расположен «Современник». На момент обоснования театра его руководителем была уже Галина Волчек, она по сей день управляет работой театра.
Особенности работы театра «Современник»
За 50-летнюю историю существования театр стал хорошо знаком не только москвичам, но и жителям зарубежья. Программа спектаклей основана на академических традициях МХАТ, применении метода Станиславского (который так чужд формализму) и постановке отечественных пьес. Сегодня на подмостках «Современника» можно увидеть и пьесы российских авторов (А. Чехова, А. Володина), и иностранных, таких как, Уильям Гибсон, Бернард Шоу, Саймон Стивенс.
Успех у посетителей театра обоснован тем, что коллектив «Современника» стремится показать правду в искусстве, и делает это на понятном современному человеку языке.
История о любви между врагами
Из действующих ныне постановок советуем остановить свой выбор на спектакле по произведению лауреата Нобелевской премии Башевиса-Зингера «Враги. История любви». Впервые постановку сделали в Израиле, а на сцене московского театра номер ставился недавно. Но руководство уже получило массу положительных отзывов о спектакле «Враги. История любви» в «Современнике».
Краткое содержание романа
История повествует о судьбе евреев, чудом уцелевших в период фашистской оккупации. События разворачиваются в Америке послевоенного периода. Главное действующее лицо пьесы — Герман Бродер. Военный хаос, царивший во время событий романа в Польше, лишил Германа жены и детей. Его же от смерти в течение долгого времени спасала служанка Ядвига.
Из чувства признательности Бродер взял ее замуж. В то же время он заводит роман с Марией, своей соотечественницей, которая вскоре беременеет. Естественно, Маша требует, чтобы Герман взял ее в жены. В этой и без того трудной ситуации он вдруг узнает, что его жена Тамара, которую он считал погибшей жива! Что герой будет делать в сложившейся ситуации, вы сможете узнать, посетив представление в театре.
Как возникла идея постановки?
Идея о постановке спектакля по роману Исаака Башевиса-Зингера возникла у управляющей театром Галины Волчек сразу после прочтения произведения "Враги. История любви". Запутанный, но жизненный сюжет не покидал ее мыслей. И именно он вдохновил ее на решение включить пьесу в репертуар «Современника». Галина Волчек поделилась тем, что ее впечатлила выразительность главных женских ролей и характер главного героя, и сразу предположила, какие актеры труппы с легкостью бы справились с ними. Она в своем отзыве о спектакле «Враги. История любви» в «Современнике» сказала, что возможность создать на сцене образы героев истории, стала для работников художественного коллектива ценнейшим опытом в их карьере.
Поиск кандидатуры режиссера
Возвращаясь немного назад, стоит отметить, что долгое время работа над постановкой была «заморожена». Поскольку для работы над произведением требовался режиссер, которому под силу было бы передать атмосферу истории, при этом сохранив все нюансы оригинального сюжета. Таким режиссером стал Евгений Арье. Галина Волчек, встретившись с ним во время заграничного тура, предложила принять участие в работе над пьесой.
Арье в отзыве о спектакле «Враги. История любви» в «Современнике» отметил, что он с удовольствием принял предложение заняться работой над спектаклем. Он подчеркнул, что тема войны и ее разрушительных последствий красной нитью проходит через всю историю человечества. Желание раскрыть в творчестве такую серьезную тему требует ответственности. Евгений Арье доволен результатами работы команды театра под его руководством и надеется, что постановка не оставит зрителя равнодушным.
Особенности работы над постановкой
Художественный коллектив театра доступно изложил ключевые моменты сюжета, чтобы зритель смог почувствовать царившую на сцене атмосферу послевоенной Америки. Он представил зрителю собственный взгляд на роман. Немало усилий при создании образов героев приложил стенографист и костюмер Семен Пастух. Композитор Ави Беньямин дополнил обстановку соответствующей музыкой, а художник по свету Дамир Исмагилов ввел освещение таким образом, что каждая сцена постановки выглядит как картины эпохи Ренессанса. Над хореографией «Враги. История любви» работал Николай Андросов.
Постановкой, как мы уже отметили, занимался Евгений Арье вместе с ассистентами Ольгой Султановой и Олегом Плаксиным.
Вклад актеров театра в работу
Теперь отметим работу актерской труппы. В создании постановки особое внимание уделили составу актеров. К работе привлекли только мастеров своего дела.
Роль Германа Бродера досталась актеру Сергею Юшкевичу. На первый взгляд образ запутавшегося мужчины в отношениях с девушками, довольно прост. Только если не учитывать, что путаница происходит в нелегкий военный период, а у мужчины на руках номер из концентрационного лагеря. Эти обстоятельства, несомненно, усложнили задачу актеру Сергею Юшкевичу.
Не он один был поставлен перед задачей сыграть столь неоднозначного персонажа. То же можно сказать и о персонаже актрисы Алены Бабенко. Образ участливой служанки Ядвиги вызывает особый интерес. Как она поведет себя в ситуации, когда ей только дали надежду на счастье и тут же ее отнимают? Как два персонажа будут взаимодействовать? Актриса Алена Бабенко для того, чтобы в полной мере прочувствовать характер своей героини, которая родом из Польши, даже отправилась к ней на родину.
Следующий персонаж, пожалуй, самый глубокий с точки зрения пережитого опыта. В постановку «Враги. История любви» Евгению Симонову позвали сыграть пропавшую жену главного героя. Ей выпало создать образ человека, который после пройденных страданий отказывается воспринимать себя живым.
Напротив, в драме «Враги. История любви» Чулпан Хаматовой предстояло передать образ персонажа, жаждущего жить и дарить жизнь, несмотря на ужасы военного времени.
Чем спектакль понравился зрителям?
Спектакль вобрал в себя всю творческую страсть и накал, с которым работали его создатели. Инсценировка вызывает у созерцателя подлинные эмоции, увлекает его сюжетом и атмосферой. Герои пьесы с надеждой в душе ищут смысл существования, которого их лишила война. Они утопают в воспоминаниях и мечтах о лучшей жизни. Герой, ища укрытие от своих страхов, находит его в лице женского образа: образа преданности (Ядвига), образа страсти (Маша) и образа матери (Тамара). Социальные темы, затронутые в постановке, обретают новое прочтение, будоража сознание зрителя.
Театрал и просто ценитель искусства обязан побывать в этом театре и лично убедиться в силе той творческой энергии, которая исходит на зрителя во время постановки. Посетители утверждают в отзывах о спектакле «Враги: история любви» в «Современнике», что совместная работа режиссера, постановщика, декоратора, актеров заставит вас окунуться в совершенно другой мир. Вы почувствуете себя на месте героев и переживете все горести и радости вместе с ними.