Картина «Сфера» представляет собой голливудский технотриллер, снятый режиссёром Джеймсом Понсольдтом по одноимённому роману писателя и сценариста Дэйва Эггерса. Фильм вышел на экраны в 2017 году. Создателям картины удалось собрать впечатляющий актерский состав. Исполнителями главных ролей стали Том Хэнкс и Эмма Уотсон. Действие фильма происходит в недалёком будущем или альтернативном настоящем. Это одна из многочисленных историй о том, как информационные технологии превращаются в инструмент тотальной слежки и контроля.
Название
Английское слово circle, в данном случае переведённое на русский язык как «сфера», на самом деле означает «круг». Из-за столь вольной адаптации названия для отечественного проката, фильм легко можно перепутать со снятым в 1998 году американским фантастическим триллером о приключениях группы учёных, исследующих загадочный космический корабль на дне Тихого океана, главные роли в котором сыграли такие голливудские звёзды, как Дастин Хоффман, Шэрон Стоун и Сэмюэль Л. Джексон. Вероятно, слово «сфера» показалось маркетологам более звучным и способным привлечь внимание российской аудитории.
Технотриллер
Фильм относится к гибридному кинематографическому жанру, объединяющему научную фантастику, шпионскую драму и боевик. Триллеры такого типа содержат непривычно большое количество технических подробностей, связанных с неким новым изобретением, вокруг которого разворачивается сюжет. Революционные научные открытия в фильмах этого жанра обычно относятся к военной сфере. Сценаристы и режиссёры подобных триллеров любят демонстрировать зрителям все детали разработки и создания фантастических технологий. Изобретения, фигурирующие в картинах данного жанра, в большинстве случаев не являются чистым плодом воображения, а основаны на сравнительно реалистичных прогнозах развития науки в недалёком будущем.
Сюжет
Главная героиня, которую зовут Мэй Холланд, становится сотрудницей гигантской интернет-корпорации «Сфера», создающей технологии следующего поколения. Эта работа кажется ей шансом, выпадающим один раз в жизни. Карьера в компании, занимающей место мирового лидера в области социальных медиа, способна помочь Мэй осуществить все её мечты. На молодую талантливую сотрудницу обращает внимание основатель и глава корпорации Эймон Бейли. Он предлагает Мэй принять участие в революционном эксперименте, меняющем традиционные представления о личной свободе и этических нормах. Суть нового проекта заключается в повсеместной установке миниатюрных видеокамер, благодаря которым жизнь любого человека становится полностью открытой для всего мира. Один из ведущих политиков, узнав об этой инициативе, принимает решение присоединиться к ней и сделать своё повседневное общение абсолютно прозрачным для избирателей. Главная героиня тоже даёт согласие на создание своего профиля в экспериментальной системе, но вскоре начинает испытывать сомнения по поводу этической стороны проекта. Мэй знакомится с Таем Лафиттом, непосредственным разработчиком этой революционной технологии, и узнаёт о том, что его также терзают противоречия, связанные с лишением людей права на частную жизнь.
Актеры
Образ главной героини фантастического триллера воплотила на экране звезда саги о Гарри Поттере, Эмма Уотсон. После завершения работы над кинематографической версией культовой серии книг о приключениях юных волшебников она нечасто появляется в кино и довольно придирчиво относится к выбору ролей. Среди актеров фильма «Сфера» 2017 года есть и другие всемирно известные имена. Роль владельца могущественной технологической корпорации исполнил легендарный Том Хэнкс. Британский актер Джон Бойега, знакомый зрителям по фильму «Звёздные войны: Пробуждение силы», сыграл Тая Лафитта, создателя глобальной системы онлайн-идентификации. Образ подруги главной героини, благодаря которой Мэй смогла получить работу в корпорации, воплотила на экране шотландская актриса и сценаристка Карен Гиллан, в прошлом снимавшаяся преимущественно в фильмах ужасов.
Последние роли
Премьере картины сопутствовали трагические события. Два актера фильма «Сфера» 2017 года скоропостижно скончались в результате болезней. Билл Пакстон, сыгравший отца главной героини, умер за два месяца до выхода картины в прокат. Причиной смерти стали осложнения, возникшие после хирургической операции на сердце. Через месяц после премьеры ушла из жизни актриса Гленн Хедли, сыгравшая мать главной героини. Она умерла из-за закупорки лёгочной артерии. Для этих двух талантливых актеров фильм «Сфера» 2017 года стал последней работой в кино.
Съёмочный процесс
Первые сообщения о планах экранизации произведения Дэйва Эггерса появились в средствах массовой информации в 2014 году. Примерно в то же время стало известно, что Том Хэнкс дал согласие исполнить одну из главных ролей в картине. Подбор остальных актеров фильма «Сфера» 2017 года оказался непростым делом. Эмма Уотсон, несмотря на её славу и талант, первоначально не была кандидатом на главную женскую роль. Создатели картины хотели, чтобы Мэй Холланд сыграла шведская актриса Алисия Викандер, знакомая зрителям благодаря участию в одном из шпионских боевиков о приключениях Джейсона Борна. Однако из-за её занятости в других проектах продюсеры были вынуждены пригласить звезду саги о Гарри Поттере.
Определённая неувязка ролей и актеров в фильме «Сфера» 2017 года возникла по причине британского происхождения Эммы Уотсон, Карен Гиллан и Джона Бойега. Им пришлось имитировать американское произношение, поскольку, в соответствии со сценарием, действие картины происходит в США. Несмотря на усилия британцев, искусственный акцент показался англоязычной аудитории неубедительным.
Премьера
Актеры фильма «Сфера» впервые представили картину вниманию широкой публики на кинофестивале Трайбека в апреле 2017 года. Через несколько дней фантастический триллер вышел в мировой прокат. Кассовые сборы быстро окупили затраты на съёмки и гонорары актеров «Сферы». Хотя размер доходов не полностью оправдал надежды продюсеров, коммерческий успех картины не вызывает никаких сомнений. Для режиссёра Джеймса Понсольдта этот проект стал самым прибыльным в его карьере. Благодаря работе команды талантливых актеров, фильм «Сфера» в 2017 году сумел завоевать симпатии зрителей. Однако рецензии многих профессиональных критиков можно без преувеличения назвать разгромными.
Негативные оценки
Практически все авторитетные интернет-ресурсы, собирающие и изучающие отзывы любителей кинематографа, дали фильму очень низкие баллы. Критики признают, что актеры и роли «Сферы» производят благоприятное впечатление. Однако основная идея фильма и его сценарий всего лишь эксплуатируют тему, близкую современным людям.
Большинство критиков указывает на недостаток оригинальности и отсутствие интриги. Зло, которое приносит в мир технологическая корпорация, очевидно с самого начала. Лишённое неожиданных поворотов развитие сюжета неспособно держать зрителей в напряжении. В прошлом уже было создано немало произведений, посвящённых как эпохе информационных технологий, так и обществу тотального наблюдения и контроля в стиле Джорджа Оруэлла. Несмотря на впечатляющую искренность некоторых актеров и ролей, «Сфера» 2017 года практически не выделяется на их фоне. По выражению одного из критиков, сюжет фильма как будто взят из вчерашних газетных заголовков. Он не добавляет ничего нового ни к теме тотального параноидального контроля, ни к научно-фантастическим предсказаниям революционных перемен в повседневной жизни людей в результате безудержного развития высоких технологий.
Положительные отзывы
Ради справедливости стоит заметить, что рецензии отдельных профессиональных кинокритиков носят довольно позитивный характер. Они высказывают предположение, что на самом деле фильм гораздо тоньше и умнее, чем может показаться на первый взгляд, и его достоинства не ограничиваются блестящей игрой актеров. «Сфера» 2017 года не является типичной антиутопической драмой, в которой абстрактные злобные угнетатели стремятся установить абсолютный контроль над обществом. Скорее это выраженное в художественной форме предостережение современной культуре социальных медиа, требующих раскрытия слишком большого количества личной информации. Основная ценность фильма заключается не в изображении высокотехнологичного цифрового фашистского будущего, а в объяснении ментальности, которая приводит к его возникновению. Просмотр картины «Сфера» заставляет задуматься о том, насколько происходящее в наши дни похоже на эту фантастическую историю.