На протяжении многих веков человек пытается найти ответы на вопросы: почему люди так похожи во многих сферах жизни, но одновременно так разнятся; от чего зависит формирование конкретной личности; что заложено в человеке на генном уровне, а что появляется под воздействием среды обитания и общения.
Многие ученые в процессе своей деятельности выдвигали гипотезы о формировании человека с его неповторимым внутренним миром. В вопросе о том, что наследуется, а что приобретается в процессе жизни, выдвигали свои идеи Чезаре Ломброзо, Бенедикт Огюстен Морель, Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу, Бехтерев Владимир Михайлович и многие другие специалисты. Естественно, каждый из них доказывал свои гипотезы, опираясь на профессиональную практику, наблюдения, эксперименты.
Лев Гумилев известен выдвижением гипотезы о структуре и механизмах развития этногенеза и пассионарности как важной его составляющей. В чем же отличие этой гипотезы от современных ей научных теорий?
Подоплека возникновения нового мнения о природе этногенеза
Будучи ребенком двух поэтов, которого вырастила бабушка и отвергло общество как сына «предателя Родины», Лев Гумилев не мог обойти вниманием вопрос, почему все происходит так, а не иначе в его окружении и возможны ли иные варианты развития сценария жизни. Свою гипотезу мыслитель выстраивал на анализе исторических и географических факторов возникновения и развития этносов.
Согласно теории Гумилева, формирование и последующую целостность этноса обеспечивают геохимические энергии биосферы. Каждый народ вырабатывает свои правила взаимодействия с окружающим миром. Основным фактором возникновения разных народностей считается приспособление к рельефу и характеру местности. С легкой руки Гумилева пассионарность отвечает за судьбы конкретного человека и целого этноса. Какую смысловую нагрузку несет этот термин?
Что такое пассионарность
Происхождение слова латинское (passio – претерпевание, но и страсть, аффект). В ареале европейских языков однокоренные слова имеют некоторые нюансы. В Испании pasion трактуется так же, как и на латинском. В Италии passione – это страстная любовь. Во Франции и Румынии passione – описание чувственных пристрастий. В Англии passion – обозначение вспышки гнева. В Польше термин обозначает ярость. В Голландии, Германии, Швеции, Дании passion – это увлечение.
Русский эквивалент латинского слова – старинное слово страсть. Много лет назад оно имело иное значение, нежели сегодня (по В. И. Далю) – это и маета, мученье, душевный порыв к чему-либо, нравственная жажда, безотчетное влеченье и неразумное хотение. Согласно со старорусскими понятиями пассионарность нации представлялась в лице страстников или страстотерпцев.
Однако многие старинные слова русского языка либо вышли из обихода, либо потеряли былую смысловую нагрузку, и сегодня «страсть – это сильная любовь, сильное чувственное влечение (по И. С. Ожегову). Налицо упрощение значения слова. Поэтому Гумилев говорит не о страстности, а о пассионарности.
Что такое пассионарность? Определение описывает общее утверждение В.И. Вернадского о неоднородности распространения биохимической энергии в продолжительный исторический период. Результаты неравномерности распределения энергий выливаются в пассионарность (по Гумилеву). А моменты наивысшего выделения биохимической энергии в пространство обозначаются как пассионарные толчки.
Утверждается, что пассионарность вызывается микромутацией на генном уровне, однако этот факт практически недоказуем. И дело даже не в том, что не проводились соответствующие исследования, а в том, что отклонение генного набора (в виде мутации) даже на десятые доли процента от нормы вызывает тяжелую патологию, а на 1-2 % – изменение вида (можно стать дельфином или крокодилом).
Утверждения Гумилева о пассионарности как наследственном признаке правдивы постольку, поскольку наследуются типы темперамента, свойства нервной системы. Но подобными исследованиями занимается психогенетика, в которой достаточно терминов для описания подобных явлений. При помощи методов исследования учеными доказано, что пресловутое желание «учиться и познавать новое и неизведанное» закодировано в определенной группе генов и передается по наследству. Этот факт подтвержден лабораторными исследованиями, многолетними наблюдениями и экспериментами.
Множественность определений термина
По Гумилеву, пассионарность – это «характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)» (книга «География этноса в исторический период»). Существуют и другие определения. Некоторые психологи утверждают, что автор создал новую психодинамическую теорию личности, однако в «классической» типологии характеров описаны все особенности, приписываемые Гумилевым пассионариям, только в другой классификации.
Особенность научного знания, в отличие от гипотетических предположений, - в том, что оно доказуемо, наблюдаемо, повторяемо в сходных условиях, с его помощью можно составить точный сценарий будущих событий. Теория пассионарности и этногенеза – это попытка взглянуть на историю народов с иной точки наблюдения (минуя экономические и политические закономерности). Поскольку известно, что в человеке только 50 % наследуемых характеристик, а оставшиеся приходятся на воздействие социума и окружающей среды, Лев Гумилев описывал возможное воздействие последней (влияние ландшафтов и их энергетической насыщенности).
Опубликована теория Гумилева о пассионарности в книге «Этногенез и биосфера Земли». Это нестандартный подход к изучению истории и географии этносов и закономерностей их развития. Однако в ней нетрудно заметить так называемое неоевразийство. Евразийство было национальным постулатом в 1920 – 30-х годах. Теория Гумилева о пассионарности основана на идеях таких известных евразийцев, как Трубецкой, Красавин, Савицкий, Вернадский. Лев Николаевич является продолжателем многих идей этой культурологической концепции. Прослеживается это и в описании малочисленных этносов (закрытых и самобытных), их религиозных и типологических особенностях, а также роли личностей с особой психикой в исторически напряженных моментах развития этноса.
Взгляды Гумилева на взаимодействие цивилизации и этноса
Лев Николаевич был одним из тех, кому теория прогресса была противна. Именно в цивилизации он видел признаки разрушения этнических систем, что, по мнению Гумилева, приводит к деградации земель и ухудшению экологического состояния среды обитания. Основным губительным фактором в данном случае является «противоестественная миграция» и возникновение городов («искусственные ландшафты»). Можно утверждать, что эта идея заимствована и продолжена некоторыми последователями Льва Николаевича из концепции Вернера Зомбарта.
Роль пассионариев в развитии этносов
Поскольку на возникновение пассионарности среди населения Земли влияет «некая космическая сила», то и удельная доля получения данного признака будет разной. Для описания этой особенности Гумилевым были разработаны уровни пассионарности. Всего в классификации 9 уровней, расположившихся по шкале координат в рамках значений от -2 до 6. Условно все уровни делятся на три группы (классическая модель деления):
- Пассионарии выше нормы.
- Пассионарность в норме.
- Пассионарии ниже нормы.
Как расположились уровни пассионарности по Гумилеву (кратко) в перечисленных группах:
- В группе «ниже нормы» расположены представители человечества, относящиеся, по мнению Гумилева, к рейтингу -2 и -1 (субпассионарии). Это люди, которые не проявляют какой-либо деятельностной активности, направленной на изменения, и те, кто в состоянии приспособиться к ландшафту (соответственно).
- Интересно, что «норма пассионарности» расположена на отметке 0 (обыватель). Представители этой группы считаются самыми многочисленными и описываются как «тихие» люди, полностью приспособленные к окружающему ландшафту. Примечательно, что Лев Николаевич не утруждает себя в данном случае приведением примеров подобных личностей из истории.
- Группа «выше нормы» более разнообразна:
- Уровень 1 характеризуется стремлением к достижению целей без риска для жизни.
- Уровень 2 (под названием «поиск удачи с риском для жизни») отличается изрядной долей авантюризма и характеризуется как «джентльмен удачи».
- Уровень 3 (называемый «фаза надлома») описывается стремлением к «вечным» идеалам: красоте и знаниям. В эту группу Гумилев относит людей творческих профессий, ученых.
- Уровень 4 (обозначается как «уровень перегрева, акматической фазы, переходный») очерчивается способность стремиться к «идеальной» цели и достижению превалирования в обществе.
- Уровень 5 отличается способностью к достижению цели любой ценой, кроме собственной жизни.
- Уровень 6 (называется «жертвенным» или «высшим уровнем») отмечен способностью человека идти на самопожертвование.
Довольно противоречиво утверждение Гумилева о независимости его концепции от учения о темпераменте. Этот факт хорошо заметен при изучении выше изложенной классификации.
Сосуществование этносов
В вопросе взаимодействия этнических групп, согласно теории пассионарности, ключевое значение имеют размеры взаимодействующих этносов и комплиментарность (эмоциональное отношение этносов друг к другу). Выражаются такие отношения в разных способах взаимодействия:
- Симбиоз – подразумевает отношения этносов, занимающих свой ландшафт, но взаимодействующих по разным причинам. Такая форма считается оптимальной для благосостояния каждого этноса.
- Ксения – (очень редкая форма взаимодействия) подразумевает присутствие на территории ландшафта многочисленного этноса малочисленных представителей другого этноса, существующих изолированно и не нарушающих систему, в которой присутствуют.
- Химера – возникает в случае смешения представителей двух суперэтносов на территории одного ландшафта. Отрицательная комплиментарность в данном случае приводит к конфликтам и распаду этносов.
Стереотипы поведения в теории Гумилева
Важной составляющей этноса как единого организма определяется стереотип поведения представителей группы. По Л. Н. Гумилеву, данная характеристика представляется структурно упорядоченными поведенческими навыками, характерными для определенного этноса. Высказывается мнение, что данный фактор относится к категории наследуемых (на биологическом уровне). Структурно выделяются четыре типа отношений:
- отношения между группой и личностью;
- межличностные отношения;
- отношения внутриэтнических групп;
- отношения этноса и внутриэтнических групп.
В стереотипы поведения Гумилев также включает правила отношений этнической группы к инородцам.
Классификация этапов развития этносов
Согласно теории Льва Николаевича, стереотипы поведения претерпевают изменения на протяжении всей жизни этноса до его «старения» (состояние гомеостаза). Выделяются девять этапов (или фаз развития) этногенеза:
- Толчок или дрейф – этап зарождения пассионарности в этносе, появления представителей с яркой характеристикой.
- Инкубационный период – этап накопления энергии пассионарности с ее проявлениями, запечатленными в истории.
- Подъем – этап кипучего наростания пассионарности со всеми вытекающими последствиями (например, захват новых территорий).
- Акматическая фаза – этап наивысшего расцвета пассионарности во всех сферах жизни этноса.
- Надлом – этап «пресыщения» и резкого убывания пассионарности.
- Инерционная фаза – этап процветания этноса без проявления пассионарности.
- Обскурация – этап развития этноса, характеризуемый деградацией.
- Гомеостаз – этап существования этноса в согласии с окружающим ландшафтом.
- Агония – этап распада этноса.
Классификация этносферы
В основании данной пирамиды расположены конвикции и консорции. Далее, по возрастающей, – субэтносы, этносы и суперэтносы.
Зарождение и развитие этноса, по мнению Гумилева, начинается с консорций и конвикций. Первое – группа лиц с общим историческим прошлым, а второе – группа с однохарактерными бытовыми и семейными укладами. Взаимодействие этих групп и поддерживает единство этноса.
Критика теории Л. Н. Гумилева
Самым веским аргументом в пользу псевдонаучности теории Гумилева является описание и объяснение явлений с позиции «патриотизма» (научное знание свободно от «эмоциональных» теорий, не опирающихся на прочную фактологическую базу). Данное обстоятельство, как замечено критиками, мешает историку видеть суть происходивших исторических явлений. По утверждению самого Гумилева, «эмоции в науке – порождают ошибки», однако все работы автора наполнены противоречиями (происходит это благодаря отказу от некоторых методов исследования в пользу «патриотизма»).
Справедливо оспаривается и постулат об «отсутствии категории вины и ответственности» при развитии этногенеза. Критики усматривают в нем оправдание любого вида агрессии под прикрытием «жерновов истории» (настоятельной необходимости). Иллюстрацией может служить использование концепции Гумилева радикальными русскими националистами с целью оправдания своих действий.
Евразийская концепция преследовала цель оправдать русскую революцию (и все связанные с ней последствия) без отвлечения на этические оценки. Центральной идеей являлась целостность России. А методы и приемы взаимодействия с этносами в неоевразийстве (теории Гумилева) списывались на превалирующую пассионарность русского народа.
У концепции есть сторонники и противники, но одно осталось неизменным – работа так и не стала научным трудом (именно поэтому диссертация Гумилева не была утверждена ВАКом, поскольку критерии оценивания научности и псевдонаучности у комиссии одни для всех). К сожалению, противоречия, которыми наполнены книги Гумилева, никем не устранены, а заниматься "огранкой" данного "алмаза" желающих не оказалось.
Однако данный факт не умаляет значимости проделанной работы, оформленной в концепцию Пассионарной теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева.