Для анализа и расчета вариантов передвижения фигур в шахматах были разработаны специальные компьютерные программы, позволяющие имитировать партию с живым оппонентом. Они обычно интегрируются в различные оболочки, так как не имеют своего графического интерфейса. Такие программы называют шахматными движками. С их помощью удается более эффективно осваивать игру.
Цифровое представление поля
Любой шахматный движок должен уметь правильно представлять доску, на которой будут происходить дальнейшие события. Необходимо перевести все правила игры в понятную для компьютера программу, способную хранить определенную позицию в партии. Без этого делать ходы невозможно.
Существует два варианта представления игрового поля:
- по клеткам;
- по фигурам.
При хранении данных в первом случае определяются координаты доски, после чего их содержимое. Что касается другого способа, то он предполагает запоминание фигур и их расположение на поле. Перечисленные методы имеют свои преимущества и недостатки, но подавляющее количество шахматных программ использует вариант с хранением данных непосредственно об игровой доске. Она содержит 64 клетки, поэтому ее представлять в цифровой форме достаточно удобно.
Основные принципы работы
Программа динамика партии рассматривается с точки зрения дерева расчетов, представляющего собой перебор игровых ходов. В зависимости от типа используемого приложения, глубина вычислений может значительно варьироваться. Ходов на каждой позиции оказывается более трех десятков.
Для проведения расчетов на несколько перемещений вперед компьютеру приходится обрабатывать около 2 млрд вариантов. Возможности вычислительных машин ограничены, поэтому программисты пытаются огранить такой огромный массив. Они приводят специальные методы оценки имеющихся позиций, чтобы сразу же отбрасывать менее перспективные ходы.
Анализ расположения фигуры на шахматной доске является очень важной частью используемого алгоритма. Однако и он при резком изменении игровой ситуации дает определенные сбои. При коротком горизонте расчетов проблемы часто возникают при размене фигур, когда одна из них уже побита, а вторая – нет. Оценка позиции в этом случае становится ошибочной.
Люди без особых сложностей определяют такие эпизоды на интуитивном уровне. Для шахматной программы должны быть заданы особые условия, способные изменить режим функционирования.
Лучшие шахматные движки для игроков
Как и обычные шахматисты, компьютерные программы участвуют в специальных турнирах. Однако для объективной оценки говорить рано, так как количество партий не так велико. Чтобы с уверенностью утверждать о силе шахматных движков, необходимо провести тысячи партий.
К программам предъявляются одни и те же требования в плане аппаратной мощности и некоторых других параметров. Для более эффективной оценки применяются рейтинговые листы. Для их составления проводятся игры на стандартных машинах, чтобы обеспечить минимальные различия в процессорной мощности.
Иногда шаблонизируются дебюты, благодаря чему удается подвергнуть анализу именно силу компьютерных программ. При составлении рейтингов обычно учитываются погрешности, которые возможны при оценке.
Перед тем, как установить шахматный движок на свой компьютер, лучше всего ознакомиться с показателями наиболее популярных программ.
Название | Описание | Очки |
KOMODO | Проект существует с 2007 года. Совсем недавно он стал занимать лидирующие позиции в рейтингах | 3358 |
STOCKFISH | Разработкой длительное время занималась группа ученых разной национальности | 3340 |
HOUDINI | Движок появился в 2010 году и сразу завоевал популярность за короткий промежуток времени | 3256 |
FIRE | Программа на протяжении многих лет базировалась на открытом коде, но теперь он не используется | 3207 |
GULL | Выступает в качестве дебютанта в шахматном мире. До сих пор используется открытый код | 3200 |
Заключительная часть
В развитии шахматных движков значительную роль сыграло соперничество с Гарри Каспаровым, который в то время проиграл всего лишь одну партию машине. Со временем количество играемых матчей стало увеличиваться, а чаша весов начала склоняться не в пользу людей. Современные программы способны играть сильнее человека. Они активно используются для подготовки к важным турнирам.