Молодой одаренной душе свойственны оригинальные порывы. Культурная столица России, Санкт-Петербург, известна многочисленными случаями создания творческих объединений, жаждущих выражать обычные вещи нестандартным способом. Таким коллективом является театр «Суббота».
Идея создания театра «Суббота»
1969 год. Ленинград. Город, известный первым залпом крейсера «Авроры», остался верен революционным мыслям и в дальнейшем. Особенным вдохновением города стала творческая молодежь. Собравшись однажды в театральном клубе Выборгского Дворца культуры, коллектив юных любителей Мельпомены проникся идеей создания собственного театра. В одно мартовское утро 1969 года родился театр-клуб.
Почему у театра такое название
Созданный в субботнее мартовское утро театр-клуб недолго оставался без названия. Тяга ко всему оригинальному и одновременно простому подсказала учредителям назвать их детище незамысловато – «Суббота».
Основоположники труппы
У истоков театра-клуба стоял и стоит по сей день театральный критик и художественный руководитель любительской театральной студии Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. Впоследствии его единомышленниками стали Александр Володин, Виктор Соснора, Михаил Жванецкий.
Со временем театр стал сотрудничать с такими авторами, как Владимир Абрамов, Петр Смирнов. Появились и молодые постановщики спектаклей, в частности, Андрей Корионов и Татьяна Воронина, поразившие публику остро-социальным взглядом на жизнь. Можно сказать, что модернистский театр СПб – плод фантазии целого коллектива.
Короткая биография директора
Бессменный художественный руководитель и идейный вдохновитель театра «Суббота» Юрий Александрович Смирнов-Невицкий в этом году отпраздновал очередной юбилей. Несмотря на свои 85 лет, основатель «Субботы» по нынешний день управляет большим творческим коллективом. Кажется, без любимого дела он не представляет свою жизнь.
Родился Юрий Александрович в далеком 1932 году (23 февраля) в городе Ленинграде. Несмотря на тяжелое военное детство, мальчик с ранних лет стремился к прекрасному и возвышенному. Вследствие этого в 1956 году юноша окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А. Н. Островского. Знания, полученные на театроведческом факультете, пригодились молодому человеку в будущей профессии. Активное участие в созданной мастерской режиссуры и актерского мастерства при том же факультете уже тогда вдохновило Юрия Александровича на создание необычного прочтения мировой классики. Однако для претворения смелых идей в жизнь молодому энтузиасту пока не хватало опыта.
Согласно государственному распределению молодых специалистов в 1956 году Смирнов-Несвицкий отправляется в город Челябинск, где занимает должность преподавателя специальности «Основы режиссуры» в городском училище культуры. Отработав год, Юрий Александрович создает Городской любительский театр и начинает работать в редакции газеты «Челябинский рабочий» литературным сотрудником.
В 1960 году Смирнов-Несвицкий возвращается в родной Ленинград, где незамедлительно поступает в аспирантуру ЛГИТМиКа. В качестве объекта диссертационного исследования на тему «Стилевые поиски современной советской режиссуры» был выбран личный опыт автора постановки пьесы А. Н. Арбузова «Иркутская история». Защита работы произошла в 1965 году. Семнадцать лет спустя была защищена докторская на тему «В. В. Маяковский и советский театр».
На протяжении более двадцати лет Юрий Александрович работал старшим научным сотрудником НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, а в 1985 занял должность заведующего того же вуза.
Юрий Александрович Смирнов-Невицкий научную деятельность успешно совмещал с творчеством. В восьмидесятые годы прошлого столетия он – активный участник всех семинаров по режиссуре Петра Фоменко и Анатолия Эфроса.
Начиная с 1990 года профессор занимает пост заместителя директора по научной работе РИИИ (Российского института истории искусств).
С 2006 года и по сей день Смирнов-Невицкий работает главным научным сотрудником сектора театра РИИИ.
На протяжении всей научной деятельности Юрий Александрович исследовал историю русского театра и занимался театральной критикой. Среди прочих научных интересов можно выделить увлечение творчеством В. Маяковского, Е. Вахтангова, И. Бунина.
Юрию Александровичу Смирнову-Невицкому посчастливилось учиться у таких мастеров русской драматургии, как Всеволод Успенский, Лидия Левбарг, Михаил Португалов, Леонид Вивьен, Ревекка Авербух. Именно они привили будущему профессору жажду глубокого познания предмета истории и теории театра. Из-под пера ученого вышло множество монографических трудов, стреди которых «О многообразии сценических решений», «Еще одна жизнь», «Вахтангов», Иван Бунин и культурные парадигмы».
Статусы театра «Суббота»
Будучи некогда небольшой группой театральных любителей, в 1969 году коллектив стал называться театром-клубом «Суббота». Первые постановки, представленные молодой труппой, принесли ей популярность новаторского театра.
В 1987 году театр «Суббота» в Санкт-Петербурге стал называться театром-студией. Работа над поиском своего стиля продолжалась.
К двадцатипятилетию коллектива театр получил статус государственного. Теперь на афише театра «Суббота» значится гордое название: Государственный драматический театр.
Основной репертуар
Образовавшись в начале семидесятых годов, театр «Суббота» в Санкт-Петербурге сразу снискал славу нестандартного коллектива. Пьесы, казалось бы, знакомые с детства, смотрятся кардинально по-новому в интерпретации модернистичестских постановок. Все это не могло не вызвать живого интереса творческой интеллигенции.
Впрочем, основной репертуар «Субботы» - это пьесы, неизвестные доселе широкой публике. В основу постановок ложится собственный опыт коллектива театра, представленный в оригинальной манере.
Даже классические литературные произведения воплощаются в сценическую жизнь в дополнении с личными фантазиями автора сценария. Многие классические сочинения переделывает сам художественный руководитель – Юрий Александрович Смирнов-Невицкий. В уста героев нередко сценарист вкладывает свои мысли и взгляды. Спектакли сопровождаются необычными песнями и мелодиями, созданными также гениальным руководителем.
Авторские театральные пьесы порой не имеет четко изложенных диалогов. Но все они состоят из аллегорических композиций, которые каждый зритель может трактовать в соответствии со своими переживаниями. Часто во время сцены происходит диалог между героем-актером и зрителем-соучастником. Посетители, иногда против своей воли, вовлекаются в игру. Импровизация не только не мешает постановке, но и помогает ей стать особенной, подстроенной именно под данную аудиторию.
Знаменитые выходцы новаторского театра СПб
Коллектив театра «Суббота» в основном состоит из молодых актеров. Создавая свое детище, Смирнов-Невицкий стремился отбирать в труппу людей с новыми, незашоренными взглядами, которые бы не боялись следовать путем проб и ошибок. Первые спектакли ставились в духе художественно-социального эксперимента.
Многим известным сегодня личностям дал путевку в жизнь театр «Суббота». Актеры, вышедшие оттуда, сейчас популярны не только в России, но и за ее пределами. Среди звезд стоит вспомнить Константина Хабенского, Семена Спивака, Григория Гладкова. В разное время в театре служили Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Михаил Разумовский, Татьяна Абрамова.
Художественный руководитель «Субботы» приглашал к сотрудничеству актеров других творческих коллективов. Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Волкова, Михаил Жванецкий, Павел Кадочников – вот неполный список известных партнеров бывшего театра-клуба. Всегда афиши театра «Суббота» поражали созвездием знаменитых актеров.
Где находится «Суббота»
Первые свои репетиции театр «Суббота» в Санкт-Петербурге проводил на сцене выборгского Дома культуры по адресу ул.Смирнова, 15. Однако, вскоре коллектив вынужден был сменить свою «прописку». Теперь он располагается в собственном помещении на улице Звенигородская, 30.
Театр «Суббота» можно сразу заметить, благодаря нестандартному оформлению входа. Главная сцена делит здание с Социальным отелем для несовершеннолетних детей. Театр занимает первый этаж постройки. Адрес театра «Суббота» известен широкому кругу любителей театрального искусства.
Отзывы о театре «Суббота»
В разное время о деятельности коллектива высказывались известные критики и искусствоведы. Человек, посетивший единожды постановку театра «Суббота» в Санкт-Петербурге, не может воздержаться от выражения чувств и эмоций, вызванных спектаклем. Самые запоминающиеся отзывы принадлежат театроведу Михаилу Швыдкому, режиссеру Московского театра Евгению Табачникову, критику Людмиле Климовой. Все они отмечали оригинальность и уникальность постановок театра. Евгений Табачников предложил придумать специальный термин, который бы обозначал суть детища Смирнова-Невицкого. Людмила Климова отметила умение актеров «ощутить театр в себе».
А драматург Александр Володин отметил уникальное умение коллектива дружить и взаимодействовать друг с другом на сцене и вне театра. «Оставайтесь такими и в творчестве, и в жизни» - пожелал старинный друг и почитатель театра «Суббота».