Знаки альтерации - что это и как используется в музыке?

Белые клавиши с названиями без труда назовёт любой обыватель, но откуда взялись "промежуточные"? Для этого существуют знаки альтерации в музыке. С их помощью вариантов звука становится намного больше, возрастает количество нот, на котором можно построить композицию.

знаки альтерации в музыке

Ноты и тональности

Если рассматривать клавиатуру на пианино, можно заметить, что она поделена на одинаковые сектора – октавы. Каждая из них имеет 12 звуков. Известны только 7: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это так называемые основные звуки, лежащие аккурат на белых клавишах – ошибиться сложно.

Тональности выстроены таким образом, чтобы сделать написание и исполнение музыки как можно более простым. Они дают систематизацию, звучат примерно одинаково, только на разной высоте. Отличить без труда можно только мажорные и минорные – они звучат «весело» и «грустно» соответственно.

На основных звуках лежат 2 тональности:

  • до мажор;
  • ля минор.

Это значит, что при игре и сочинении в этих тональностях не будут использоваться чёрные клавиши – их нет в звукоряде. Они считаются параллельными, так как с разным характером и тоникой имеют один набор звуков.

Деление тона пополам

Между всеми основными нотами «расстояние» составляет ровно один тон, кроме ми-фа и си-до, где интервал – только половина тона. Так сформирована структура ладов:

  • мажор (двигаясь от до): два тона, полутон, три тона, полутон;
  • минор (двигаясь от ля): один тон, полутон, два тона, полутон, два тона.

Любая другая тональность будет звучать так же, но основных звуков для этого недостаточно. Для этого существуют чёрные клавиши, помогающие построить звукоряд от любой тоники. Они делят октаву на полутона там, где это требуется (кроме двух уже имеющихся), сохраняя соотношение звуков. Названий у этих дополнительных нот нет, они определяются повышением или понижением одной из основных. Остаётся как-то это обозначить.

Роль знаков альтерации в музыке

Как раз для получения необходимых ладу полутонов созданы знаки альтерации. В нотной грамоте их насчитывается 5:

  • бемоль – понижение на половину тона;
  • бекар - отмена действия всех диезов и бемолей;
  • диез - повышение на полтона;
  • дубль диез - повышение на целый тон;
  • дубль бемоль – понижение на тон.

знаки альтерации ноты

Любой знак можно отнести к основной ноте, поставив на нотном стане перед ней на том же уровне (на линии, под линией, над линией). Составное название звука складывается из основного обозначения ноты + название знака, стоящего перед ней. Например, повышенная на полтона до – до диез, пониженная на полтона ми – ми бемоль и т. д.

Одного раза достаточно

Знаки альтерации в тональностях устанавливают систему, как уже было сказано. Чтобы она стала удобной, значки придумали ставить при ключе – в начале строки. Это означает, что поставленный на нотном стане знак применим к каждой ноте на этой строке. Он может оставаться неизменным во всей композиции, если не происходит смены тональности или включения дополнительных знаков. Действуют они во всех октавах и голосах (если произведение оркестровое) одинаково, до внесения первых модификаций.

Количество знаков при ключе зависит от тональности, которая может носить любое название и строиться на любом звуке. Простейший до мажор и кишащий знаками ми бемоль мажор всё равно имеют одинаковый порядок тонов и полутонов.

Правила постановки

Запись и расположение знаков альтерации в нотах подчиняется строгим правилам:

  • в одной тональности используются либо диезы, либо бемоли, наличие разноимённых знаков при ключе неприемлемо;
  • ставятся всегда справа от ключа;
  • порядок постановки диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си;
  • бемолей – си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Углубляясь в музыкальную теорию, последовательность тональностей движется по кварто-квинтовому кругу. Для диезов – по квинте вверх, начиная от до мажора, то есть каждый новый появляется на пятой ступени относительно предыдущего. Для бемолей – то же самое, только по квартам (четвёртая ступень). Наглядно это показано в виде круга.

знаки альтерации в тональностях

Главное - помнить, что сложность произведения никак не зависит от знаков альтерации. Это просто «значки», которые стоит запомнить и держать в голове по мере разбора композиции.

Как он сюда попал?

Часто в нотах можно встретить диез или бемоль непосредственно перед звуком, даже когда тональность при ключе уже установлена. Такие «гости» называются случайными знаками альтерации и действуют только до конца тактовой черты. Бекар в таком случае может отменять ключевой знак или, если до конца такта не требуется, поставленный случайный.

знаки альтерации

Например, в тональности фа минор 4 бемоля: си, ми, ля, ре. Для динамичности произведения композитор может внести поправку в базовый звукоряд, сыграв какой-то из звуков без понижения. Чтобы обозначить это при записи, перед конкретной нотой будет стоять бекар. Ни в коем случае не диез, так как повышение на полутон (возвращение ноты к первоначальному виду) осуществляется как раз отменой бемоля. И действует это только в одном такте.

С 12-звучной системой музыка в любом случае интереснее, чем была бы на семи звуках. Вариативность больше, можно вносить поправки и более интересные ходы в мелодию. Собственно, для этого и нужны знаки альтерации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.