В Санкт-Петербурге имеется немало музеев и известных достопримечательностей, которые интересно посмотреть гостям города. Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника.
Место расположения музея
Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Это место представляет интерес для тех, кто интересуется культурой и искусством. Музей находится по адресу: Приморское шоссе, д. 411. Он открыт для посетителей все дни, кроме понедельника и вторника.
Свое название музей получил в честь римских богов, которые являлись хранителями очага. Их изображения можно увидеть на деревянных расписных воротах усадьбы.
Как добраться до усадьбы?
Чтобы добраться из Санкт-Петербурга до музея Репина «Пенаты», необходимо от станции метро «Черная речка» ехать на маршрутном автобусе № 211. Также можно воспользоваться маршрутками № 6890, 425 и 305. Кроме того, с Финляндского вокзала отправляется электропоезд, следующий до станции Репино. От нее необходимо пешком идти примерно тридцать минут по Приморскому шоссе.
История усадьбы
Как известно, Илья Репин был ярким представителем русского художественного искусства. Ему удавалось создавать настоящие шедевры в совершенно разных жанрах. Художник одинаково хорошо создавал портреты, многофигурные полотна и религиозные картины.
В 1899 году Репин приобрел участок с домом в невероятно живописном месте в поселке Куоккала, ныне это Репино. Через некоторое время одноэтажный домик очень преобразился. В нем появились пристройки, а также второй этаж.
Известный художник провел последние тридцать лет своей жизни именно в этой усадьбе. В 1930 году здесь же Репин умер в возрасте 86 лет. Похоронен он в парке, на выбранном им месте.
Справедливости ради стоит отметить, что история усадьбы напрямую связана не только с жизнью самого художника, но и с историей русской культуры той эпохи.
Илья Ефимович переехал в имение в 1903 году. Но еще в течение десяти лет под его чутким руководством и даже при его участии велись строительные работы в усадьбе. В итоге в новом строении соединились элементы деревянного модерна и элементы древнерусской архитектуры.
В то время, когда художник переехал жить в «Пенаты», он уже был профессором Академии художеств. К тому же был известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Многие Академии в Европе избрали Репина в качестве почетного члена. Картины художника неоднократно получали награды и золотые медали на международных и всемирных выставках.
Работы «пенатовского» периода
В «Пенатах» Репин написал серию прекрасных произведений на историческую тематику, на современные темы. Особенную ценность представляла серия работ под названием евангельский цикл. Также было написано немало портретов. К сожалению, работы этого периода не столь известны, как более ранние, но они представляют не меньшую ценность.
Большая их часть разошлась по миру. Стоит отметит, что работы представляют интерес с точки зрения изменения мировоззрения художника, а также с точки зрения художественного решения. И. Е. Репин в усадьбе «Пенаты» продолжал работать до глубокой старости.
Известные гости имения
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Корней Иванович часто приезжал в гости с друзьями-футуристами: Сашей Черным, Хлебниковым, Маяковским. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Задумка музея
Жена художника, Нордман Н.Б., завещала после смерти Репина имение Императорской Академии художеств для того, чтобы в нем в дальнейшем был обустроен музей. Она очень хотела, чтобы в комнатах ее мужа все осталось так же как это было при его жизни.
Репин огласил завещание в 1914 году и даже внес в Академию 40 тысяч рублей для будущего содержания имения. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым.
Послереволюционные годы
Многое изменилось после революции. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. В апреле 1918 года были перекрыты границы и случилось так, что никуда не переезжая, Репин оказался за границей. Так художник стал гражданином Финляндии. Он не мог ездить на родину. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Работы великого художника в это время выставлялись в Финляндии, Чехословакии, Америке, Швеции. Помогал в этом Леви. Именно он поддерживал Репина после революции, когда тот из-за национализации денег остался совершенно без средств к существованию. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В 1930 году художника не стало. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Она жила в имении до 1939 года.
А в дальнейшем ей пришлось покинуть дом и переехать в другое место. Она обосновалась в Хельсинки. А произошло это по той причине, что возник конфликт между Финляндией и Россией. В истории он известен как зимняя война. Вот тогда-то финляндское правительство предложило людям, проживающим в пограничной зоне, переехать подальше, в глубину страны. Так «Пенаты» Репина (Санкт-Петербург) остались без присмотра.
Создание музея
После окончания военных действий Карельский перешеек был присоединен к России. В это время в художественную академию пришло известие о том, что имение художника осталось без хозяев, а в нем до сих пор хранятся вещи Репина. Согласно завещанию Репина и Нордман было принято разумное решение создать музей И. Е. Репина «Пенаты».
В усадьбу направили сотрудников из Академии художеств, которые ознакомились с тем, в каком состоянии находится усадьба. В период Великой Отечественной войны личные вещи, рисунки и картины художника находились в Академии в Ленинграде. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Но в тоже году решением правительства имение Репина попало в список памятников культуры страны, которые подлежат восстановлению. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
Восстановительные работы велись Академией художеств. Музей-усадьба стал частью Научно-исследовательского музея при художественной академии. И по сей день он является его филиалом.
В имении был восстановлен не только дом, но и ворота, несколько беседок, башня «Шахерезада» и «Посейдон» - артезианский колодец. А на могилке установили памятник и бюст художника, созданный скульптором Андреевым. В 1994 году отмечалось 150-летие со дня рождения Репина. По этому поводу памятник был заменен на первоначальный вариант – крест.
После восстановительных работ музей был открыт в 1962 году.
Экспозиция музея
В экспозицию музея входят мемориальные комнаты Репина. Интерьеры помещений воссоздают тот период жизни великого художника, который он провел в «Пенатах» - это 1905-1914 годы. В кабинете Репина хранятся написанные им воспоминания «Далекое близкое». На стенах комнат можно увидеть книги, которые когда-то читал художник.
В гостиной выставлены картины друзей и учеников художника. Из нее двери ведут на светлую веранду, которая была первой пристройкой к дому. Это помещение очень любили сами хозяева. Здесь они пили чай, устраивали концерты и чтения. Веранда также служила мастерской сразу после переезда в имение. В ней было написано много портретов.
В столовой на стенах висят полотна Репина: портрет его жены, написанный в Италии в 1905 году, портреты дочерей Нади и Веры. Также здесь можно увидеть и многие иные произведения великого мастера.
Новая мастерская была построена в 1906 году. Ее бревенчатые стены, резные окна и двери, а также лестница и перила говорят о стилизации по мотивам народной архитектуры. Мастерская занимала практически весь второй этаж. В настоящее время в центре нее находится мольберт с последним автопортретом художника, написанном в 1920 году. На полотне запечатлен Репин в возрасте 76 лет. Специалисты утверждают, что данную работу можно смело назвать лучшей в позднем творчестве художника.
Так же в музее хранятся работы, связанные с написанием полотна «Торжественное заседание Государственного совета». Написано оно было в Петербурге. А вот в имении оказались эскизы. Здесь также хранятся этюды к портретам, выполненные многочисленными учениками художника – Кустодиевым и Куликовым.
По словам друзей Репина, каждое утро художник, едва проснувшись, отправлялся в мастерскую. Всю жизнь он много работал и творил.
Отзывы о посещении усадьбы
Музей Репина – это уникальный комплекс, который достаточно популярен не только в России, но и за границей. За все годы его существования в нем побывало более пяти миллионов человек. Стоит отметить, что в доме хранится 1099 экспонатов. ЮНЕСКО музей Репина внес в списки всемирного наследия.
По отзывам гостей, усадьба очень красивая и интересная. Она словно наполнена энергетикой своего владельца. Дом окружает прекрасный парк, не удивительно, что художник в такой атмосфере творил настоящие шедевры. В парке можно также посмотреть беседку «Шахерезада». Туристы очень рекомендуют посетить музей. Особенно «Пенаты» заинтересуют ценителей творчества потрясающего русского художника.