Орнамент снова в моде. Но задумывались ли вы о том, что, надевая красивую вещь с геометрическим, растительным или антропоморфным повторяющимся рисунком, вы хотите что-то рассказать окружающим?
Что такое орнамент
Ещё до возникновения письменности люди умели кодировать информацию. Делали это они с помощью орнамента.
Что же представляет собой орнамент?
Слово произошло от латинского ornemantum – "украшение". Орнамент – это узор, в основе которого лежит чередование составляющих его элементов.
Такой узор наносили на самые разные предметы. Это могли быть:
- домашняя утварь, например, посуда;
- оружие;
- одежда;
- изделия из текстиля (полотенца, одеяла и т. п.);
- архитектурные сооружения (внутри и снаружи).
Первобытные народы наносили орнамент на своё тело (прообраз современного татуажа).
Но назначение орнамента состояло совсем не в украшении предметов. Ему отводилась роль защитника от злых сил и духов.
Классификация
Выделяют четыре основных вида орнамента:
- Геометрический, состоящий из фигур - кругов, спиралей, точек, линий, ромбов и др. Он является самым древним видом орнамента и возник ещё в эпоху палеолита.
- Растительный, который состоит из повторяющихся изображений ветвей, листьев, плодов или целых растений.
- В зооморфном чередуются изображения животных (мифических или реальных).
- Антропоморфный орнамент состоит из форм, изображающих людей или полулюдей.
Иногда выделяют ещё тератологический орнамент, то есть изображение предметов культуры, небесных светил. Но эта статья посвящена исключительно антропоморфному орнаменту. Итак, приступим к его описанию.
Антропоморфный орнамент: особенности
Мы уже выяснили, что это вид орнамента подразумевает изображение человека или человекоподобных существ. Однако его значение может разниться в зависимости от того, что конкретно и где изображено.
Антропоморфный орнамент подразделяется на 2 вида:
- архаический, отражающий древние мифологические представления;
- бытовой, или жанровый.
Тайна Шигирского идола
Самый яркий и загадочный пример антропоморфного архаического орнамента - узор на теле Шигирского идола.
Этот древнейший на Земле деревянный истукан до сих пор скрывает в себе множество тайн, разгадкой которых занимаются учёные.
Он довольно хорошо сохранился для своего возраста (а ему около 9 000 лет). В роли "консерванта" выступил торф. Божество извлекли из торфяного болота в 1890 году, когда золотодобыдчики вместо искомого металла обнаружили в болоте древние бронзовые и костяные предметы и сообщили об этом археологам.
Сегодня идол хранится в Свердловском краеведческом музее.
Он был изготовлен в эпоху мезолита, примерно 8680 лет назад, из цельного ствола лиственницы.
Версии происхождения
Туловище божества со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него имеются и изображения ликов. Они тоже представляют собой нечто вроде антропоморфного орнамента: семь фигур расположены по всей длине передней части туловища.
Нанесение орнамента всегда что-то символизирует, потому учёные принялись разгадывать значение геометрического и антропоморфного орнамента на теле идола.
По одной из версий, на нем изображен не антропоморфный орнамент - это лунный календарь. Семь ликов - семь дней фазы луны, которые легли в основу древнешумерского календаря. А божество и есть олицетворение луны.
По другой версии, Шигирский идол - это богиня смерти Мара. Слово "Мара" было найдено сразу в нескольких местах божества, а на левой щеке читалась надпись "бог загробного народа".
Орнамент на глиняной посуде
Яркий пример бытового орнамента - узор на посуде.
В результате многочисленных исследований антропоморфных орнаментов на посуде из глины учёные выяснили, что, например, глиняный сосуд делился первобытными земледельцами и скотоводами на три части, или зоны, по вертикали:
- небо;
- земля;
- подводный мир.
Орнамент чаще всего располагался в двух ярусах, что символизировало взаимоотношения "нашего", человеческого мира или с небом или с подземельем.
Многие ранние сосуды содержат изображения "шествий" людей, животных или антропоморфных существ в едином направлении.
Например, внутреннюю сторону плоских блюд мастеров самаррской культуры занимают изображения антропоморфных существ, птиц, оленей, рыб и скорпионов, окружённых потоком воды.
Как видно по фото, антропоморфный орнамент на посуде с изображениями "шествия" может отображать ритуальные танцы и хороводы.
Архаический антропоморфный орнамент славян
Сюжеты архаического типа с антропоморфными персонажами названы так потому, что они сохранили в себе представления далекого прошлого, которые воплотились в условной форме, без чёткого изображения.
Архаический антропоморфный орнамент славян был представлен в таких композициях:
- Павы. Сюжеты с антропоморфными существами и павами часто встречались в вышивке в различных композициях. Подобный антропоморфный орнамент в полосе часто присутствовал на рушниках и полотенцах.
- Змеи и лягушки. Змеевидные орнаменты часто переплетались с антропоморфной фигурой и нередко лебедями на сольвычегодских головных уборах.
- На вышивке жителей Севера, в частности, Каргополья, присутствовали образы русалок. Они выглядели так, как представляли их местные крестьяне-рыбаки.
- Птицы с лицом девы-Сирины - украшали дверцы шкафчиков, сундуки, прялки, головные уборы, полотенца. Героини древних сказаний плавно перекочевали из устного народного творчества. А наглядным образцом послужили лубочные картинки 17-18 веков.
- В архаических сюжетах также встречаются изображения людей, похожих на идолов. Иногда их обрамляют птицы, розетки или ромбы, или же в композицию включаются другие антропоморфные существа.
- Женская фигура со всадниками - распространённая композиция на русском севере. Такие изображения больше напоминают рисунок, чем орнамент. Женщина на нём часто держит коней, а всадники словно преклоняются перед силой божества. Голова и у женщины, и у всадников изображена в виде ромба, и распознать их можно только по одежде и волосам, которым уделялось особое внимание, они изображались в виде лучей.
- В Тверской, Новгородской, Псковской, Петербургской, Олонецкой губерниях частот встречаются мотивы вышивок с женщиной или деревом (причём они взаимозаменяемы).
- Единичная женская фигура в колоколообразном одеянии с птицей в руках встречается в вышивках многих регионов - от Псковской до Архангельской губернии. Существуют и изображения с зеркальным отражением или из нескольких фигур.
- Мужские фигуры в орнаменте - это чаще всего всадники, однако они не только служат обрамлением для центральной женской фигуры, но и могут быть представлены отдельно.
- Кроме всадников встречаются и мужские фигуры без коней. Например, в работах из Олонецкой, Петербургской губерний есть изображения мужских фигур с веточками в руках и в головных уборах в виде конического колпака и низкой шапки.
Бытовой орнамент на изделиях славян
В бытовых сюжетах антропоморфный орнамент начал использоваться в 17-18 веках. Такие мотивы украшали подзоры и полотенца, иногда одежду и головные уборы. Какие же сюжеты были на них представлены:
- Изображения быта разных социальных слоёв населения.
- Придворный быт - празднество или бал-маскарад с подробным изображением персонажей (скрипачей, флейтистов, танцующих пар, гостей в масках), а также колясок и парусных судов, в которых прибыли гости. Подобные изображения были характерны для Петербурга.
- Сюжеты, связанные с усадебным бытом, развивались на фоне парковых пейзажей и красивейших архитектурных сооружений.
- Один из самых популярных сюжетов — свадьба. Такой орнамент украшали изображения двух фигур, мужской и женской, взявшихся за руки, а также свадебный кортеж с постройкой в центре, где молодые "брачуются". Такие изображения встречались на подзорах, предназначающихся для убранства постели молодоженов.
- Бытовые сюжеты на полотенцах отличались разнообразием, однако центральной фигурой всегда был человек: барышня, солдат, дама с зонтиком и т. п. Излюбленным мотивом являлся хоровод или танец.
Орнамент с изображением людей не имеет столько тайных значений, как, например, геометрический. Но от этого он не становится менее интересным. Надеемся, вы в этом убедились.