Стойка амортизатора в сборе – это узел подвески, состоящий из амортизатора, пружины, верхней и нижней опоры. Такая конструкция предназначена для снижения нагрузки на кузов автомобиля во время стартов и торможений, маневрирования и преодоления препятствий, а также создания комфорта для пассажиров и водителя.
Признаки неисправностей амортизационной стойки
Изношенный амортизатор перестаёт выполнять две свои основные функции:
- Обеспечивать постоянное сцепление колёс с дорожным покрытием.
- Служить буфером между дорогой и кузовом.
Как следствие, появляются характерные симптомы, которые водитель заметит сразу:
- Автомобиль хуже управляется при маневрировании: на поворотах его раскачивает. На высокой скорости появляется риск опрокидывания кузова.
- На старте машина приседает задней осью, а при торможении – передней.
- Проезд по бездорожью сопровождается ударами в кузов.
- Чем сильнее изношен амортизатор, тем активнее стираются покрышки.
Причины износа
В среднем ресурс амортизатора составляет 70 000 км пробега. Но, как правило, замена стоек требуется раньше. Причинами тому становятся:
- Плохое качество дорожного покрытия.
- Стиль вождения владельца машины. Чем чаще водитель применяет резкие старты и торможения, пытается вписаться в поворот на высокой скорости или преодолеть дорожное препятствие, не притормозив перед ним, тем большую нагрузку испытывает вся подвеска.
- Установка контрафактной (некачественной) детали. Дешёвое не может быть качественным. Такой амортизатор не только не отработает заявленный срок, но и приведёт к дисбалансу всей подвески, ускоряя появление и её поломок.
- Неправильная установка элемента. Нельзя просто снять старый амортизатор, а на его место поставить новый. Здесь требуется знание некоторых нюансов, иначе недавно купленная деталь вновь потребует замены.
- Повреждение подвески при ДТП.
Самостоятельная диагностика
Чтобы проверить, действительно ли требуется замена стоек амортизаторов, нужно просто раскачать автомобиль. Исправная подвеска не издаёт звуков, а кузов возвращается в статичное состояние сразу, как только его перестают раскачивать.
Нелишним будет и осмотр стоек. Потёки масла на корпусе амортизатора свидетельствуют о том, что сальник деформирован, соответственно, смазки внутри уже недостаточно.
Трещины на пружине – тоже сигнал к ремонту стоек амортизаторов. Если пружина повреждена, значит, свою функцию на отбой она не выполняет, а шток масляного амортизатора, работая без пружины, не может самостоятельно выдвинуться из корпуса, что приводит к его недееспособности.
Диагностика в сервисе
Перед тем как приступить к замене стоек амортизаторов, автослесарь проведёт диагностику: сначала на стенде, затем визуально.
Автомобиль заезжает на вибростенд, который имитирует работу подвески в естественных условиях. Благодаря программе определяются:
- амплитуда колебания штока;
- работа на отбой и демпфирование.
Кроме того, выявляются остальные неисправности подвески. Чтобы ремонт стоек амортизаторов не пришлось повторять в ближайшем будущем, нужно устранить все поломки ходовой части.
После вибростенда машину отправляют на подъёмник, где специалист осматривает состояние корпуса амортизатора, сальника, опор, оценивает величину люфта остальных узлов.
Ремонт в автосервисе
Стоит отметить, что замена стоек амортизатора производится попарно. Если вышла из строя правая, то и левую необходимо поменять. Это касается и задней, и передней оси автомобиля. Если поломка произошла вследствие естественного износа, то рекомендуется установить и новые опоры.
Работы начинают со снятия изношенной стойки: её отсоединяют от мест крепления к опорам и демонтируют вместе с пружиной. Затем специальной стяжкой сжимают пружину, чтобы извлечь из неё амортизатор. Устанавливают новый элемент, убирают стяжку, стойку монтируют на место.
После проведённых работ обязательно регулируют угол сход-развала.
Существует отличие в замене стоек амортизатора на задней и передней оси: новые передние стойки фиксируются на опоры, и ремонт на этом заканчивается, на задней же оси окончательный зажим подшипника стойки амортизатора проводится только под нагрузкой на нее. То есть автомобиль должен либо находиться на земле, а не в вывешенном состоянии на подъёмнике, либо иметь опору под тем колесом, на котором проводят установку новой стойки.
Самостоятельная замена стойки амортизатора ВАЗ
Для проведения работ понадобится домкрат и противооткатные упоры. При замене передних амортизаторов поддомкрачивается та сторона, с которой будет проводиться ремонт:
- Откручиваем гайку и шайбы крепления амортизатора к верхней опоре (подушке).
- Снимаем колесо.
- Удаляем гайку кронштейна.
- Вынимаем амортизатор из посадочного места.
- Удаляем со штока подушку шарнира.
- Отсоединяем кронштейн от амортизатора.
- Новый элемент устанавливаем в обратном порядке.
Алгоритм замены стойки задних амортизаторов не во многом отличается от проводимых работ в передней подвеске, однако имеет некоторые особенности:
- Откручиваем гайку крепления амортизатора к верхней опоре.
- Машину поддомкрачиваем и снимаем колесо.
- Откручиваем и достаём болт нижнего крепления стойки.
- Снимаем с амортизатора пружину вместе с буфером сжатия, резиновым защитным чехлом и крышкой.
- Затем снимаем и сам амортизатор.
- Все резиновые и металлические элементы нужно внимательно осмотреть на предмет износа и повреждений, при необходимости заменить новыми.
- Новые детали устанавливаются в обратной последовательности.
При возникновении трудностей с установкой амортизатора в верхнюю опору стоит проверить, правильно ли посажена изолирующая прокладка на пружину. Для того чтобы шток вошёл в посадочное место до конца, можно применить домкрат, установив его под балкой и приподняв таким образом стойку.
Как правильно выбрать запчасти?
При заводской сборке на автомобили ВАЗ устанавливаются масляные амортизаторы. Они предназначены для спокойной езды по ровным дорогам. Бездорожье приводит к их быстрому перегреву и выходу из строя.
Чтобы определиться с выбором новых элементов, необходимо учесть то, как интенсивно и в каких условиях будет использоваться автомобиль.
Масляные амортизаторы
Как уже говорилось, они не предназначены для экстремального вождения с препятствиями. Такие амортизаторы подойдут для поездок по ровным дорогам, со скоростью, не превышающей 90 км/ч.
Газомасляные
Эти амортизаторы хорошо переносят нагрузки: высокую скорость, виражирование и бездорожье. Азот, закачанный под давлением в их конструкцию, не даёт маслу вспениваться и перегреваться. Единственный нюанс в том, что отечественные производители не имеют такого продукта в своём ассортименте, поэтому владельцам ВАЗ приходится приобретать детали зарубежного изготовления.
Цена стойки амортизатора варьируется от 500 до 20 000 рублей в зависимости от конструкции и бренда.
Как предотвратить поломку амортизационной стойки?
Чтобы амортизатор мог отработать заявленный ресурс, стоит придерживаться некоторых правил эксплуатации:
- Регулярный осмотр не только стоек, но и всей ходовой части поможет предотвратить неожиданную поломку.
- Замена амортизаторов должна проводиться запланировано, по регламенту производителя, даже если нет ощутимых признаков износа.
- Если автовладелец не имеет опыта в самостоятельной замене стоек, лучше обратиться к специалистам. У них же можно проконсультироваться и в вопросе выбора новых запчастей.
- При возникновении признаков поломки следует незамедлительно отправиться в сервис для проведения диагностики и последующего ремонта. Автомобиль с неисправностями в подвеске – это угроза безопасности не только его владельца, но и остальных участников дорожного движения.
Для установки стоит приобретать те амортизаторы, которые соответствуют условиям эксплуатации, даже если их стоимость выше, чем у предлагаемых автопроизводителем. Разница в цене окупится увеличением эксплуатационного срока.