Анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева с точки зрения символизма и акмеизма

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,э

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Для понимания стихотворения Николая Гумилева «Волшебная скрипка» анализ стихотворения станет оптимальным решением.

анализ стихотворения волшебная скрипка Гумилева

Николай Степанович Гумилев в истории русской поэзии известен, как представитель Серебряного века, а также основатель течения «акмеизм». Произведение «Волшебная скрипка» написано им в 1907 году. Гумилеву шел 21 год. Молодой человек успел окончить среднее учебное заведение, прожить год в Париже, приехать ненадолго домой и вновь отправиться путешествовать. В Париже Гумилев посещал Сорбонский курс французской литературы, ходил по музеям.

Влияние Брюсова на Николая Гумилева

анализ стихотворения гумилева волшебная скрипка по плану

В Париже Гумилев вел активную творческую жизнь. Он начал издавать литературный журнал Сириус, где впервые напечаталась Анна Ахматова, продолжат писать стихи. Поэт переписывался с Брюсовым, которому в то время исполнилось 34 года. Валерий Брюсов, поэт, прозаик, переводчик, один из основателей русского символизма, уже прославился как автор нескольких стихотворных сборников - «Граду и миру», «Венок» и других известных произведений. Более молодые поэты считали за честь общаться с Брюсовым. Нам важно понимать историю общения двух великих поэтов, чтобы провести анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева. Гумилев отправлял Валерию Брюсову стихи и делился творческими идеями.

Друг и учитель

В 1907 году Гумилев на четыре месяца возвращается в Россию, где встречается с Брюсовым. Затем он уезжает в путешествие на Восток и снова возвращается в Париж. Он по-прежнему поддерживает переписку с другом и учителем.

николай гумилев волшебная скрипка анализ стихотворения

Надо сказать, что первый поэтический сборник «Путь конкистадоров» Гумилева изданный еще во время учебы в гимназии, удостоился персональной рецензии Брюсова. Знаменитому символисту понравился молодой автор. С тех пор Гумилев долго считал Брюсова своим учителем.

Сплин и скрипка

В 1907 году Николай Гумилев пишет одно из своих знаменитых стихотворений «Волшебная скрипка». К тому времени поэт уже создал многие из своих прекрасных произведений - «Жираф», «Я конквистадор в панцире железном», «Озеро Чад» и другие. 26 декабря, после Рождества, Николай Гумилев пишет Брюсову письмо, где спрашивает о том, сколько учителю лет и благодарит его за высланную книгу стихов. Гумилев находится в творческой депрессии, он говорит о состоянии сплина, и хочет знать, когда же наступает у поэтов творческий расцвет, в каком возрасте. Ответ на свой вопрос он ищет у наставника. Кроме этого он посылает ему два стихотворения – «Волшебная скрипка» и «Нас было пять... Мы были капитаны». В ответ Валерий Брюсов написал, что ему очень понравилось первое стихотворение, и он охотно использовал бы его для «Весов» (литературный журнал, который издавал В. Брюсов), а также сообщает Гумилеву точную дату рождения и иносказательно хвалит успехи Гумилева на поэтическом пути.

Азы акмеизма

Если мы проведем анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева, то увидим, что произведение написано явно под влиянием творчества Валерия Брюсова. Но в том же время в нем просматривается прекрасно узнаваемый стиль Гумилева – мистическая торжественность, красота и емкость строк, метафор. Это еще не акмеизм, но уже стилистически отличное от символизма произведение.

Перед тем, как проводить анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева вспомним и о двух поэтических течениях начала XX века. Акмеизм предполагал пользоваться поэтическим словом точно и ясно, до безупречности оттачивая смысл и стихотворную форму. Акмеизм считал своим долгом придавать благородство человеческой природе, идеализировать чувства, описывать образы предметного мира и земную красоту. В этом заключалось его отличие от символизма, где царствовал скрытый смысл, на первое место ставилась сверхрациональная чуткость автора, намеки, недосказанность. Поощрялся поток слов, напоминавших музыкальные созвучия, от слова требовалась подвижность и многозначность.

анализ стихотворения н с гумилева волшебная скрипка

Начнем анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» по плану. В «Волшебной скрипке» рассказывается о юном мальчике, который просит мастера приобщить его к миру музыки, дать ему возможность играть на «волшебной скрипке». В анализе стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева мы подробней остановимся на этом. Неискушенный музыкант еще не знает, какую цену ему придется заплатить за право стать мастером и быть посвященным в тайны искусства. Его наставник скорбит об этом и жалеет ученика, однако понимает, что и ученик должен пройти свой трудный путь в творчестве, и он не в праве ему мешать. Более того, юный музыкант не верит словам умудренного жизнью музыканта, он живет в счастливом ожидании славы, успеха своего будущего.

Стихотворение Гумилева пронизано тоскливым чувством страха мастера за своего ученика, но при этом торжественностью описания сложностей пути, преклонения перед неизбежностью.

Поэтическая лексика

Произведение написано хореем в восьмистопном размере и наполнено образными словами. Подобно другим работам мастера акмеизма в нем присутствует яркая рифма – звучная, но мелодичная.

Композиция стихотворения состоит из 6 катренов – четверостиший с перекрестной рифмой.

Первое четверостишие является вводным. Это обращение к герою произведения - мальчику. Далее, лицо, от которого ведется повествование – скрипач, начинает размышлять о будущем, и напряжение нарастает к четвертому катрену, на пятом оно спадает и в шестом четверостишии скрипач смиряется с неизбежностью желания ученика обладать волшебной скрипкой. Пафос слога и его напряжение сходит на нет.

В пятом четверостишии описывается смерть. Строки наполнены эпитетами, метафорами, а чередование звонких свистящих звуков «з» и «с» делает декламацию катрена более акцентированным, выразительным.

И завершая анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Волшебная скрипка» отметим, как образно и точно поэт дважды использует слово «очи» - во втором четверостишии и в пятом. Это объединяет строки, но и создает противостояние: «исчез навеки безмятежный свет очей» — «в очи глянет запоздалый, но властительный испуг».

анализ стихотворения н гумилева волшебная скрипка

Почетное место "Волшебной скрипке"

Произведение «Волшебная скрипка» позже открыло сборник стихов под названием «Жемчуга», и в нем появилось посвящение Брюсову. Книга появилась в 1910 году, и «Волшебная скрипка» заняла почетную первую страницу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество