Агенты и габитус. Игра поля Пьера Бурдье

Свой вклад в социологию внесли много выдающихся ученых, одним из которых был Пьер Бурдье. Гражданин Франции, рожденный в 1930 году, философ, культуролог, автор теоретической концепции социального пространства, поля, культурного и социального капитала. Он считал, что место субъекта в социальном пространстве определяет экономический капитал, который может быть рассмотрен в аспекте культурного, социального и символического активов.

Краткая биография

Биография Пьера Бурдье насыщена разнообразными событиями. Он принимал активное участие в политических трансформациях и много учился. Будущий социолог родился в 1930 году в Дангене (Франция). Его отец – крестьянин, семья матери – мелкие собственники. В 1941-1947 гг. Пьер Бурдье учился в лицее Луи Барту, там его заметил один из учителей и посоветовал записаться в элитарный лицей Людовика Великого на курс гуманитарных и элитарных наук.

В 1951 Бурдье приняли в Высшую школу, вместе с ним учились Жак Деррида и Луи Марен. В это время формируется его философское и социологическое мировоззрение. Он интересуется работами Сартра, Гуссерля, Маркса, Мерло-Понти. В школе вместе с Дерридой и Мареном основывает Комитет в защиту свободы. В 1953 году защитил диплом по Лейбницу, в 1954 году сдает экзамен на право преподавать философию и начинает работать над диссертацией о темпоральных структурах эмоциональной жизни.

С 1954 по 1955 гг. работает учителем в средней школе. После того, как он отказался от обязательной военной службы его перевели в Версаль, в Армейскую психологическую службу. В конце 1955 года Пьера перевели в Алжир, где шла война, там он пробыл два года. За это время он успел начать этнологическое исследование, которое продолжил, работая ассистентом филологического факультета алжирского университета в 1958-1960 гг.

Назад во Францию

Время, проведенное в Алжире, определило карьеру Бурдье как социолога. Он выпускает несколько книг по этнологии, в 1958 году выходит работа «Социология Алжира», где Пьер Бурдье анализирует влияния колониализма на разрушение традиционного уклада. После того как Алжир провозгласил независимость, Бурдье написал работы «Труд и рабочие в Алжире» и «Кризис традиционного сельского хозяйства в Алжире». Закончив свои исследования, возвращается во Францию.

В 1960 году работает главным секретарем в Центре европейской социологии. В 1961 году получает должность преподавателя в университете Лилля, где проработал до 1964 года. Женился Пьер Бурдье в 1962 году на Мари Бризар. В середине 1964 года французский социолог становится заместителем руководителя Центра европейской социологии, начинает изучать культурные практики, которым посвятил следующие 10 лет.

В 1968 году основал собственный Центр социологии и культуры, где изучал социальную иерархию и воспроизводство. Умер в 2002 году.

Социология Пьера Бурдье

Изучая социальную реальность, Бурдье хотел отойти от феноменологического и структуралистского подходов. Он не использует понятия субъектов и объектов, вместо них вводит новое слово «агент». В отличие от субъектов, которые подчиняются определенным правилам, агенты воспроизводят стратегии – некие системы практики, что имеют конкретную цель, однако не направляются целью. Чтобы объяснить свою концепцию агентов, Бурдье вводит понятие «габитус».

Габитус – это система прочных приобретенных в процессе социализации предрасположенностей, которые помогают индивиду функционировать в конкретной структуре. Это своеобразная система диспозиций, которая определяет деятельность и представления индивидов. Габитус – это продукт истории, производящий индивидуальные и коллективные практики. Обуславливает присутствие в действиях индивидов прошлого опыта, что является гарантом правильного поведения. Габитусу свойственно порождать общепринятые манеры поведения, которые приспособлены к логике конкретного поля деятельности – социального пространства.

Социальное пространство

Бурдье считал, что общество стоит рассматривать как структуру в двух ипостасях. Первая ипостась – это реальность первого порядка, где положение человека в обществе определяется распределением материальных ресурсов, престижа, ценностей и прочих социальных благ. Реальность второго порядка – это манеры поведения и мышление индивидов, что соответствуют их положению в обществе. Проще говоря, Бурдье рассматривал социальную реальность как соотношение физического и субъективного.

Можно выделить социальное и физическое пространство - поле. Физическое пространство определяется взаимосвязью внешних частей, что его образуют, социальное – появляется в результате реализации различных позиций. Социальное поле может состоять из нескольких полей, то есть человек может занимать несколько социальных позиций.

Главная задача социологии по Бурдье заключается в выявлении скрытых структур в среде физического и социального поля. Но это лишь малая часть его исследований. Не менее интересной является социология политики Пьера Бурдье.

Политика

Государственный аппарат Бурдье тоже рассматривал с точки зрения поля. Основная особенность поля в том, что агенты и институты сражаются по правилам, сформулированным в этом пространстве. Они прилагают усилия, соответственно получают разный результат. Так формируются элиты и массы. Политическое поле не имеет составных частей, это своеобразная карта, на которой проводится игра за доступ к капиталу. И каждая игра имеет свои правила.

Согласно Пьеру Бурдье, общество не является структурой, это всего лишь итог действий агентов, которые принимают участие в игре поля.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.