Для достижения целей обучения учащихся используются различные методы, средства и формы обучения и воспитания. Поговорим подробнее об этих компонентах учебно-воспитательного процесса в ДОУ, школах, вузах и других ОУ.
Формы обучения и воспитания
В современной педагогической практике есть несколько классификаций, учитывающих разные характеристики форм обучения:
- По способу получения знаний: очное, заочное, самообразование.
- По количеству образовательных программ: простое и смешанное обучение.
- По степени участия преподавателя: самообразование, самостоятельное, с помощью педагога.
- По количеству педагогов: обычное и бинарное образование.
- По форме организации отдельно взятого урока.
Формы: очное, заочное и самообразование
На сегодняшний момент подавляющее большинство ДОУ и ООШ в России – очные, но все большей популярностью начинают пользоваться так называемые вечерние школы, которые позволяют после 9 класса совмещать получение специального образования с работой. Также в рамках этой характеристики можно выделить экстернат.
Формы обучения по количеству программ
По количеству образовательных программ выделяют простую и смешанную (в двух вариантах) формы обучения. Простая действует по схеме «1 школа – 1 программа». Смешанное обучение – это участие нескольких ОУ в образовании одного ребенка (например, УПК, университетские комплексы и тому подобное). Второй вариант смешанного образования – профильное обучение старшеклассников (в 10 и 11 классах углубленно изучаются один или несколько предметов).
Формы по степени участия педагога
Выделяют также самообразование, самостоятельное обучение, получение новых знаний, умений и навыков с помощью педагога (по степени участия педагогического работника). Самостоятельное обучение отличается от самообразования тем, что в первом случае направление задает педагог. Это выполнение заданий, которые даны учителем, но в ходе самостоятельной работы. Обучение с помощью педагога может быть коллективным (классно-урочная и лекционно-семинарская системы) или индивидуальным (обучение на дому, например).
Обычная и бинарная формы обучения
По количеству педагогов выделяют обычное и бинарное образование. Обычный вариант – учебно-воспитательный процесс по схеме «1 педагог – 1 класс», а бинарное образование предполагает приглашение еще одного учителя.
Формы обучения по способу организации урока
По способу организации отдельно взятого урока форму обучения выбирает сам учитель. Могут проводиться игровые уроки, семинары, диспуты, мастер-классы, лекции и тому подобное.
Методы организации обучения
Методом обучения называют процесс эффективного взаимодействия ученика и учителя, с целью передачи через образовательно-воспитательный процесс новых знаний, умений или навыков. Понятие «метода» многообразное. К выделению методов образовательно-воспитательного процесса в педагогической науке до сих пор нет единого подхода. Так, разные авторы выделяют различные методы и средства обучения и воспитания.
Классификация методов
Традиционно методы классифицируют следующим образом:
- Методы организации образовательного процесса по характеру получения новых знаний, навыков и умений (мультимедийные или технические, наглядные, словесные и так далее); по источнику учебного материала (репродуктивные, эвристические, объяснительно-иллюстративные и другие); по логике изложения и восприятия (дедуктивные и индуктивные); по степени взаимодействия участников процесса (пассивные, интерактивные, активные).
- Методы контроля: устные и письменные проверочные работы, взаимопроверки, самопроверки, контрольные и итоговые работы, тесты.
- Методы организации рефлексии.
Есть также методы и средства обучения и воспитания, разработанные специально для некоторых предметов или достижения определенных целей, методы, объединяющие несколько принципов или являющиеся индивидуальными.
Понятие средства обучения
Средствами обучения и воспитания в ДОУ, общеобразовательных школах, техникумах, вузах и других ОУ различного уровня называют все те объекты, которые используются в качестве инструментов деятельности учителя, воспитателя, преподавателя. Другими словами, это предметная поддержка учебно-воспитательного процесса.
Функции средств обучения
Основное назначение различных средств обучения и воспитания в школе состоит в ускорении освоения намеченного учебного материала учащимися. Таким образом, использование определенных средств в процессе учебно-воспитательной деятельности приближает результаты деятельности к самым эффективным характеристикам.
Уровни воспитания и обучения
Педагогические средства обучения и воспитания используются на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. На первом уровне (урок) учащиеся могут работать с такими средствами, как:
- тексты и упражнения из учебника или дополнительных учебных материалов;
- задачи и упражнения, тесты для решения учениками в ходе самостоятельной работы;
- лабораторное оборудование, инструменты, материалы для проведения опытов;
- компьютерные программы по теме урока, презентации;
- формы организации учебной деятельности учащихся на уроке;
- различные средства наглядности, например, рисунки, чертежи и схемы.
Следующий уровень – учебный предмет в общем. Перечень средств обучения и воспитания на этом этапе включает в себя дидактические материалы, учебники, учебные пособия, разработки и рекомендации по предмету, развивающая среда для накопления полезных навыков по определенному предмету.
Третий уровень – весь процесс обучения. Здесь средствами обучения и воспитания выступает система общешкольных требований, сама по себе система обучения, библиотеки, кабинеты для проведения занятий и так далее.
Типология средств воспитания
Самая разнообразная классификация средств обучения и воспитания на уровне отдельных предметов. Выделяют, например, следующие группы:
- Словесные средства. К этой группе относятся учебники, методические пособия, сборники упражнений, раздаточные материалы, тесты, схемы, чертежи и тому подобное, т. е. все то, что позволяет получать новые знания через символьную систему (цифры, буквы, значки).
- Визуальные. Это могут быть: микроскоп, рисунки, карты, макеты, модели и прочее. Такие средства обучения и воспитания воспринимаются через зрение.
- Аудиальные. Средствами выступают любые аудиозаписи по теме урока, информация воспринимается органами слуха.
- Аудиовизуальные. К этой группе относятся познавательные и документальные фильмы, учебные видеоролики и другие материалы, которые ученики воспринимают и органами зрения, и органами слуха.
- Средства автоматизации. Технические средства обучения и воспитания включают в себя компьютерные программы, локальные телекоммуникационные сети.
Некоторые педагоги также выделяют в отдельные группы среди средств обучения электронные образовательные ресурсы, учебные приборы, учебную технику, наглядные плоскостные средства (плакаты, стенды, демонстрационные модели в разрезе).
Материальные и идеальные средства
Другой подход к классификации у Пидкасистого П. И. Педагог выделяет идеальные и материальные средства обучения и воспитания. К материальным средствам он относит различные физические объекты, которые учитель использует в ходе учебно-воспитательного процесса. Это могут быть объемные (приборы, модели) и печатные (учебники, плакаты) пособия, а также проекционный материал (видео, презентации, аудиозаписи). Идеальные средства обучения – это те знания, навыки и умения, которые уже освоили ученики и теперь используют для усвоения новых знаний.
Средства преподавания и учения
Также можно выделить средства преподавания и учения. Средством преподавания может быть, например, оборудование для демонстрационного эксперимента, которым пользуется учитель, чтобы объяснить учащимся какой-то учебный материал. Средством учения выступает, к примеру, оборудование для лабораторного практикума, в ходе которого учащиеся закрепляют новые знания.
Принципы использования средств
Педагогические средства обучения должны использоваться с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических целей. Необходимо придерживаться разнообразия, т. е. применять и современные, и традиционные средства в ходе учебно-воспитательного процесса. Кроме того, нельзя исключать сотворчество педагога и учащегося.
Средства обучения и воспитания так же важны, как и живое слово педагога. Эти компоненты учебно-воспитательного процесса оказывают влияние на все остальные его элементы, а именно на цели, методы, содержание и формы.