Можно без труда дать определение многим существующим в мире понятиям. Но не так-то просто объяснить, что такое мысль, хотя без нее, как логично предположить, не было бы и самих понятий. По сути, все суждения, умозаключения, идеи и фантазии, рождающиеся в голове, следует называть этим словом. Мысли даруют осознание самого себя, становятся причиной возникновения эмоций. Они порождают волю, которая изменяет мир. Более того, идеалисты всерьез полагают, что сам он появился именно благодаря мысли - стал актом ее творения или продуктом духовной первопричины. Но это лишь часть философии о сознании, существуют и другие мнения. А далее пойдет разговор о мышлении, функциях его и характеристиках в аспекте современной психологии, естествознания и прочих научных дисциплин.
Мысль и познание окружающего мира
С точки зрения материализма, мысль зародилась в попытке познания окружающего мира, предметов и явлений, существующих в нем. И по мнению психологов, как следствие, является отражением воспринимаемой посредством органов чувств действительности. Таким образом, человеческий мозг оказывается выработавшейся в процессе эволюции системой для решения множества задач, которые ставит перед органическими существами сама жизнь и реальность. В этом заключено определение мышления. Функции его, соответственно, исходят прямым образом из его задач, непосредственно будучи связаны с познанием существующей вокруг нас реальности. Выходит, человек начал мыслить, чтобы выжить в окружающем его сложном, полном проблем мире.
Разум и эмпирическое пространство
Опыт, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, формирует так называемое эмпирическое пространство, являющееся неким отражением фактов, добытых посредством чувственного созерцания. В этом процессе участвуют все пять известных человеческих чувств, включая зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Задействованные в данной системе органы посылают в мозг нужную информацию, тем самым помогая воспринимать окружающее пространство.
Каким образом выполняет функции мышление? Здесь существуют разные теории.
Еще Аристотель и Платон высказывали мнение, что происходит это посредством формирования ассоциаций, то есть возникновения подсознательных связей между предметами, явлениями и фактами, которые фиксирует наша память, создавая что-то наподобие архива. Но указанные рассуждения позднее многие философские школы считали более чем ограниченными. Действительно, ведь для того чтобы иметь пускай даже малое представление о мире, недостаточно накопить в голове формируемый опытом набор связей. Их необходимо систематизировать, развивать, выстраивать в нужной последовательности, моделируя самые разные жизненные ситуации. В этом и заключаются основные функции мышления.
Отражение реальности
Изучением данного процесса занимаются самые разные науки: психология, логика, кибернетика, нейрофизиология и другие дисциплины. Современные представления сходятся в том, что познание и накопление фактов начинается с восприятия ощущений, но это еще не мышление. Функции его окончательно осуществляются с построения логических систем и нахождения взаимосвязей. Продукты подобной эволюции часто превосходят сами ощущения. К примеру, люди не могут видеть атомы, но о существовании их догадывался еще древнегреческий философ Демокрит. А его предположения и умозрительные теории начали подтверждаться лишь учеными-физиками более сотни лет назад. При этом данные, полученные в ходе экспериментов, дополнялись логическими выводами. Все это происходило прежде, чем сама идея нашла свое окончательное подтверждение.
Подобные факты уточняют вышесказанное, раскрывая понятие о мышлении. Функции мышления заключаются в отражении реальности через призму человеческого восприятия, возникающего из эволюции восприятия образов, преобразующихся в осознание сути вещей.
Фазы формирования мысли
Таким образом, осуществление функций процесса мышления можно, разделив на определенные фазы, представить в следующей последовательности: восприятие информации, осознание проблемной ситуации, создание самых разных гипотез, проверка их на практике и, наконец, получение окончательного ответа на поставленный вопрос. Именно таким образом возникает в сознании взаимосвязь между явлениями, образами объектов и событиями. Причем это характерно не только для формирования научных теорий и прогрессивных идей в общечеловеческом социальном смысле. Указанные фазы присущи функциям мышления и сознанию любого конкретного субъекта, начиная с ребенка и заканчивая вполне взрослой личностью.
Конечно, задачи в течение жизни у отдельного индивида и со временем в обществе меняются, отличаются по сложности и глубине проблем. Но логическая последовательность фаз всегда остается примерно одинаковой.
Формы проявления
Функции мышления осуществляются самыми разными способами. К формам их следует отнести анализ, который требует умения разложить что-то целое на более мелкие составляющие. Примером тому может оказаться исследование визуального изображения, в процессе которого происходит изучение особенностей формы объекта, его цветовых характеристик, составляющей структуры и других важных свойств.
Синтез, напротив, требует от мышления способности объединить какие-то части сходных объектов в единое целое. Иногда появляется необходимость, кроме того, сопоставить объекты и явления, выявляя в них общие и отличительные признаки из ряда прочих. Или в противовес уделить внимание чему-то конкретному, изучая досконально все его свойства.
Целенаправленный характер мышления
Процесс формирования мыслей строится независимо от человеческого желания. Но он, имея действенный характер, способен направляться субъектом и зависит от его индивидуальных наклонностей и развиваемых им способностей. Функции и виды мышления глубоко взаимосвязаны. Появляясь при непосредственном участии органов чувств, возникающие при этом в голове образы могут формироваться в абстрактные символы, выстраивающиеся в нестандартные логические конструкции. При этом человек оперирует не реальными, а обобщенными понятиями. Такой тип мышления часто относится к абстрактно-логическим. Он присущ творческим людям, которые не мыслят по стандартной схеме, а пытаются вывести свои законы, дополняя существующие умения и знания, полученные из опыта других.
Практическое действие и восприятие реальности
Наглядно-действенный и практические виды мышления более приближены к существующей вне сознания человека действительности и направлены на ее преобразование. Люди, которым свойственно подобное восприятие мира, постоянно решают проблемы, напрямую связанные с выработкой планов. Они продиктованы желанием преобразовывать жизнь путем манипуляции с реальными объектами. Такие люди стремятся моделировать при этом практические жизненные ситуации, извлекая из данных действий ощутимую выгоду.
Любой из указанных ранее типов мышления, в свою очередь, подразделяется на подвиды, различаемые по способу восприятия и систематизации информации, характеру выдаваемых решений. Субъект может мыслить визуальными образами, достигать результата путем интуитивных вспышек. Часто процесс мышления сопровождается полным уходом от действительности и внутренними психическими переживаниями.
Способы передачи мыслей
Даже самый ценный накопленный опыт был бы несовершенен, не будучи дополненным возможностью передавать полученную информацию другим субъектам. Поэтому функции мышления и речи тесно связаны между собой. Более того, существует категория людей, которые не могут до конца сформировать даже для себя собственные мысли, если они не облечены в словесную форму. Таким образом человек окончательно формирует индивидуальное мнение по определенным вопросам, принимая соответствующие решения. А словесная формулировка логических конструкций помогает не только структурировать мысли, но и построить необходимые ассоциации и связи. Не зря школьные учителя, предлагая переосмыслить сложные понятия или уяснить ход решения задачи, часто заставляют своих подопечных вслух произносить собственные суждения. Подобное весьма способствует усвоению материала, развивает логику восприятия, становится толчком к формированию в памяти нужных связей.
Внутренняя и внешняя речь
Следует уточнить, что существует внутренняя и внешняя речь. И обе они важны и незаменимы в процессе хода человеческой мысли. Первая из них не только подтверждает тесную связь мышления с функциями языка, но является подготовительным этапом формирования внешней речи. И. Дицген – представитель немецкой философской школы - сравнивал язык с кистью художника, указывая на то, что оба эти понятия служат инструментом для человека, помогают отражать собственные мысли, чувства, видение мира во всех его оттенках и красках.
Осознание тесной связи языка и мышления плавно подводит к выводам по поводу природы самой мысли. Рождаясь в голове конкретного человека, она как бы бесплодна сама по себе и имеет ценность лишь как общее звено в бесконечно меняющейся и совершенствующейся цепочке общечеловеческого сознания.
Мышление – явление социальное
Потребности, возникающие у человеческой цивилизации на протяжении всей ее истории, давали толчок к развитию мысли. Следовательно, само мышление имело общественный характер, раз решаемые задачи диктовались своеобразными условиями эпох, отражая их уникальные особенности и вытекая из реальной необходимости. В череде веков накопленный опыт в устной и рукописной форме постепенно скапливался и формировал сокровищницу знаний. Подобная информация передавалась новым поколениям. А усвоение ее потомками давало пищу очередному витку эволюции.
Мысли отдельных личностей, подобно ручейкам, стекались и хранились в кладовой всей цивилизации. Вновь накопленный опыт аналогичным образом бережно собирался и передавался в поколениях. Он, в свою очередь, тоже становился продуктом исторического и общественного развития, давая возможность обществу, пришедшему на смену социальным структурам прошлого, базировать свое мировоззрение и образ жизни на знаниях предков. Они пользовались успехами предшественников и старались не повторять их ошибок.
Выводы
С точки зрения физиологии, мышление – это сложный процесс, происходящий в коре головного мозга, выполняющий аналитико-синтетическую функцию. Возникающие в мозгу нервные связи имеют свои прообразы в связях действительных и появляются на основе чувственного анализа предметов и явлений объективного мира. На начальном этапе формирования мысли они могут облекаться в обобщенную форму, подчас даже имеющую случайный характер, поэтому со временем частично и избирательно отвергаются практическим опытом. Более стойкие связи образуются лишь в процессе дифференцирования и повторного подтверждения.
Психическая функция мышления заключается в отражении реальности. В данном процессе новое рождается на основе переосмысления исторического и общественного опыта, его синтеза и анализа. А направление мысли и постановка задач диктуются практической необходимостью.