Устройство и работа промежуточных станций

Все мы с разной частотой пользуемся железнодорожным транспортом. Однако практически ничего не знаем о том, как он функционирует. Нет, конечно, многие могут похвастаться знаниями о том, каким образом устроен локомотив и за счет чего он передвигается по путям. Но в реальности пониманием того, как работает сама система железных дорог и чем обуславливается пропускная способность целых направлений, простые пассажиры не обладают.

Если вас интересует озвученная тема, то вам будет очень полезна наша статья. Посвящена она промежуточным станциям, которые в нашей стране находятся в огромном количестве практически во всех местах, где проложены рельсы и ходят поезда. Хочется сразу заметить, что значение этих пунктов многими недооценивается. Но само существование железных дорог ставится под большой вопрос без слаженной работы промежуточных станций. Сегодня мы дадим всю необходимую информацию на озвученную тему. Раскроем значение термина и расскажем о назначении раздельного пункта железной дороги. Кроме того, перечислим типы промежуточных станций и обозначим их устройство.

Термин и его характеристика

промежуточная станция

Начать нашу статью хотелось бы с пояснения самого термина, который мы будем часто использовать сегодня. Что же такое промежуточная станция? Если не вдаваться в технические характеристики, то можно сказать, что под этим словосочетанием понимается пункт, расположенный на сети железных дорог, на котором совершается обслуживание составов, а также происходит обгон и разъезд.

Параллельно промежуточные станции обеспечивают разгрузочно-погрузочные работы и осуществляют обслуживание пассажиров. На них всегда размещается множество устройств, и производятся многочисленные технические операции разного характера.

Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции: краткое описание и характеристика

На всей протяженности железнодорожных путей, чтобы обеспечить их пропускную способность, располагаются различные пункты, на которых осуществляется ряд сложных операций.

Обыватели часто путают между собой промежуточные станции и разъезды. Хотя на самом деле между ними существует одно самое главное отличие, которое необходимо просто запомнить. Согласно техническому регламенту на разъездах и обгонных путях не выполняются погрузочно-разгрузочные работы. Для них на перечисленных пунктах нет необходимого оборудования и не выстроены соответствующие подъезды. Также здесь невозможно выполнять пассажирские операции в связи с отсутствием вокзалов, билетных касс и других предусмотренных правилами объектов.

А вот работа промежуточных станций организована таким способом, чтобы параллельно осуществлять технические, пассажирские и грузовые операции. Для этого они располагаются на железнодорожных путях через определенные расстояния. Эти промежутки четко регламентируются правилами, о которых мы поговорим подробнее чуть позже.

Назначение промежуточных станций

В работе железнодорожного транспорта данные хорошо оборудованные пункты играют очень важную роль. Ведь загруженность и проходимость целых направлений находятся в прямой зависимости от пропускной способности отдельных пунктов на всем их протяжении. Чтобы сделать их максимально эффективными, их оснащают предусмотренным регламентом количеством путей и различными устройствами, необходимыми для работы.

Назначение описываемых железнодорожных пунктов можно отразить в виде длинного списка с большим количеством пунктов. Во время рабочего процесса обычно осуществляются следующие операции:

  • пропуск железнодорожных составов всех видов;
  • регулировка движения останавливающихся составов;
  • прием пассажиропотока;
  • посадка и высадка пассажиров на поезда;
  • все манипуляции, касающиеся грузов;
  • прием и выдача багажа;
  • работа со сборными поездами;
  • формирование отправительских маршрутов;
  • взвешивание грузовых вагонов;
  • подача и уборка вагонов.

Стоит учитывать, что на некоторые пути возможно прибытие пригородных поездов. Подобных универсальных пунктов с каждым годом становится все больше.

Типы технических операций

работа промежуточной станции

Как вы уже поняли, на промежуточных станциях ежедневно осуществляется множество операций. Все они подразделяются на несколько типов, чаще всего их объединяют в три обширных группы:

  1. Технические. Сюда входят все работы по приему и отправлению составов, а также все маневры, связанные с подачей и уборкой вагонов. Эти операции являются наиболее частыми и выполняются по нескольку раз в день.
  2. Грузовые (коммерческие). Под данную категорию подпадают все операции, связанные с грузами. В этот список включены погрузочно-разгрузочные работы, оформление документации, осуществление и прием платежей, хранение грузов и их выдача.
  3. Пассажирские. Эта группа является самой обширной. Сюда входят прием пассажиров, обеспечение их соответствующими условиями, хранение почты и багажа, продажа билетов и другие подобные операции.

Все перечисленные выше работы качественно выполняются при наличии определенных устройств. Они тоже являются неотъемлемой частью промежуточных железнодорожных станций.

Технические средства: описание
типы промежуточных станций

Промежуточные станции ж/д оборудуются соответственно строгому регламенту, в противном случае они не смогут в полной мере осуществлять все предписанные функции. Если рассматривать основные характеристики, то станции должны иметь разветвленное путевое развитие. Это необходимо для того, чтобы повысить пропускную способность на определенном направлении. С данной целью прокладываются не только основные пути, но и тупиковые ветви, погрузочно-разгрузочные, вытяжные и приемо-отправочные. В итоге получается целый комплекс, позволяющий осуществлять одновременно несколько типов операций.

Так как промежуточные станции обслуживают пассажирский контингент, то они обязаны иметь всю сопутствующую инфраструктуру. К ней относятся здания вокзалов, посадочные платформы, камеры хранения, переходы, служебные и жилые помещения. Благодаря всем перечисленным объектам станции становятся весьма удобными пунктами для пересадки на другую ветку или посадки на свой поезд.

Для осуществления грузовых операций станции оснащают специальными механизмами и площадками, где подобные работы могут проводиться, не снижая пропускную способность пункта.

Также каждая станция обязательно имеет стрелочные посты, различные устройства связи, современную систему водоснабжения и освещения.

Судя по перечисленным нюансам, становится понятно, что не только работа промежуточных пунктов четко регламентируется, но и их проектировка и строительство подчиняется правилам, прописанным в технической документации.

Регламентация работы промежуточных пунктов

Проектирование промежуточных станций совершается согласно техническо-распорядительным актам и технологическим картам. В дальнейшем эти же документы будут регламентировать всю работу нового пункта.

На сегодняшний момент на всех существующих железнодорожных путях станции описываемого нами типа расположены через равные промежутки в двадцать метров. На вновь проложенных линиях это расстояние увеличено. Станции строятся приблизительно через шестьдесят метров.

Некоторые станции расположены вблизи крупных промышленных объектов, поэтому работа подъездных путей синхронизируется таким образом, чтобы принимать пассажирский поток и осуществлять выгрузку-погрузку изделий предприятия либо необходимых для его работы материалов.

Техническо-распорядительные акты регламентируют все вопросы, касающиеся приема и обслуживания составов. Технологические карты содержат более подробные рекомендации по работе промежуточной станции. Здесь зачастую указываются временные нормативы, отведенные на ту или иную операцию, графики обработки вагонов и интервалы, через которые необходимо отправлять составы.

Интересно, что в этих документах можно найти даже информацию по устройству промежуточных станций. К примеру, типовое здание вокзала не должно быть меньше ста пятидесяти квадратных метров. Причем его максимальные размеры тоже ограничены, верхней планкой являются четыреста квадратов.

Здесь же можно узнать, что на обычной станции количество путей варьируется от двух до четырех. Промежуточные станции Москвы и Московской области имеют высокую пропускную способность за счет четырех приемо-отправочных путей. Их количество находится в прямой зависимости от региона, где расположен пункт.

Типы станций
промежуточная железнодорожная станция

Промежуточные станции подразделяются на несколько видов, исходя из разных характеристик. К примеру, на типологию может повлиять количество приемо-отправочных путей, размещение устройств для погрузки либо местонахождение подъездных путей.

Однако чаще всего выделяют три типа промежуточных станций. Они классифицируются по расположению приемо-отправочных путей. На это влияет множество факторов. В первую очередь строители оценивают рельеф местности, планируемый грузо- и пассажиропоток на направлении и характер работы будущей станции. И уже на основе всех сделанных выводов они приступают к устройству путей того или иного типа. Повторимся, что их может быть всего три:

  • продольный;
  • полупродольный;
  • поперечный.

К примеру, в условиях со сложными метеоусловиями и рельефом устраиваются пункты с поперечным расположением путей. Это в несколько раз снижает количество проводимых работ и ускоряет строительство. Подобные промежуточные станции, к примеру, возводились на БАМе.

Чтобы читателям было более понятно устройство описываемых нами пунктов согласно типологии, мы приведем краткий обзор и постараемся простым языком объяснить схемы работы в данных пунктах.

Продольное устройство

Работа осуществляется по четырем основным схемам. Согласно первой приемо-отправочные пути располагаются параллельно основному пути с каждой стороны от него. В другом варианте они могут быть размещены по одну сторону от главного пути, а третий тип предполагает размещение грузовых и вытяжных путей вдали от основного пассажиропотока с обратной стороны вокзала.

В зависимости от имеющихся схем выстраивается работа станции. Ее сотрудники могут производить скрещение составов, их обгон и совершать эти операции одновременно. Для этого четные и нечетные составы принимаются на разные пути, и в зависимости от схемы движения один пропускается вперед либо переводится по стрелке на другую ветку.

Пропускная способность станций, на которых приемо-отправочные пути устроены по продольному типу, гораздо выше, чем у других вариантов. Однако при строительстве подобных пунктов затрачиваются большие денежные средства и требуется проведение масштабных земляных работ. К тому же такое обустройство зачастую невозможно на определенных территориях в связи с особенностями рельефа местности.

промежуточные станции жд

Полупродольная схема обустройства

Пункты этого типа имеют более короткие площадки для маневрирования. Составы не имеют возможности напрямую переключиться с одного главного направления на другое. Все манипуляции производятся на небольшом отрезке основных путей, расположенных с обратной стороны главного здания вокзала.

Подобная схема значительно ограничивает пропускную способность пункта. Все работы производятся поэтапно, так как практически невозможно одновременно осуществлять все манипуляции с поездами.

Несмотря на то что данный тип устройства немного уступает предыдущему, здесь все же организованы довольно комфортные условия для приема и отправления пассажиров, их передвижения и размещения грузовой техники. На этих пунктах возможен одновременный прием составов, идущих в противоположные направления.

Поперечная схема обустройства

Несколько десятилетий назад данное устройство считалось максимально удобным и экономически выгодным. Грузовые и пассажирские пути располагались рядом с вокзалом и друг другом. Это значительно уменьшало расходы на строительство промежуточного пункта и сокращало время работы по погрузке и разгрузке составов. В итоге удобно было абсолютно всем заинтересованным сторонам: работникам, отправителям и получателям грузов, а в первую очередь государственным структурам, финансирующим строительство станции.

Но с течением времени были выявлены явные недостатки подобного устройства. При малейшем увеличении грузопотока все работы приходится выносить на отдельную площадку. В итоге пассажиры вынуждены во время посадки на поезд пересекать несколько путей, причем при этом они мешают производимым погрузочным работам. Естественно, что о безопасности в данном случае не приходится говорить.

В последние годы поперечный тип станций стал строиться немного по другой схеме. Грузовые подъезды располагают вдали от главных путей и позади здания вокзала. Это позволяет составам разного назначения не пересекаться, а рабочие могут заниматься своими прямыми обязанностями, не беспокоясь о безопасности пассажиров.

Двухпутные и однопутные линии: обустройство
проектирование промежуточной станции

Современные железнодорожные пути в своем большинстве являются двухпутными. Поэтому на них возможно обустройство всех трех типов промежуточных станций. При этом важно обеспечить изоляцию маневренной работы от всей остальной, а грузовые устройства располагаются вдали от основного пассажирского потока.

При возможности выбора предпочтение на двухпутных путях всегда оказывается продольному варианту обустройства. Его преимущества очевидны:

  • высокая пропускная способность железнодорожных пунктов;
  • широкие возможности для маневрирования и разъезда поездов;
  • лучшие условия для пассажиров.

Интересно, что в последние годы активно проводятся реконструкции поперечных типов станций. При возможности их переделывают в продольные или полупродольные, так как подобный вид более востребован и удобен.

Особенности пассажирского хозяйства на станциях

В предыдущих разделах мы уже упоминали о том, что пассажирский комплекс должен включать в себя вокзал, платформы и крытые переходы. Впрочем, они могут быть и открытыми. Это не запрещается правилами обустройства.

При необходимости здание вокзала может быть объединено с техническими помещениями и различными конторами. Расположение здания относительно путей четко регламентируется правилами строительства. К примеру, вокзал не может строиться ближе двадцати метров от основного пути промежуточных станций. Если по направлению пущены высокоскоростные поезда, то это расстояние должно увеличиться до двадцати пяти метров. Однако максимальный предел не должен превышать пятидесяти метров.

Платформы, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, не могут быть выше двухсот миллиметров, а их длина должна соответствовать максимально возможной длине пассажирского состава. При этом каждая платформа строится таким образом, чтобы при необходимости ее можно было увеличить до восьмисот метров. Если мы говорим о платформах, обслуживающих пригородные составы, то они рассчитаны на увеличение до пятисот метров.

устройства промежуточный станции

Ширина подобных сооружений тоже соответствует стандартам. Она не может быть меньше шести метров. Свои параметры существуют и для переходов, павильонов и сходов, расположенных вокруг вокзала.

Несколько слов о билетах

Билеты на промежуточных станциях продаются в кассах, но схема продажи имеет некоторые особенности. К примеру, на некоторых направлениях билеты появляются в свободном доступе только после того, как поезд уже вышел из начальной точки маршрута.

В остальных случаях приобретать билеты в кассах промежуточных станций можно за три дня до предполагаемой поездки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.