Плюсы и минусы имеются у обоих типов КПП, поэтому до сих пор производители не отказываются от "механики", а у некоторых моделей автомобилей автоматическая коробка отсутствует как класс! Поэтому споры о том, какой вид трансмиссии лучше, ну утихают уже много лет, и у каждого варианта есть сторонники и противники. Значит, не все так однозначно?
Терминология
Итак, разберемся для начала с терминологией. Чтобы не усложнять, можно сказать, что существует два вида автомобильных трансмиссий: механическая коробка передач, она же "механика", она же МКПП, и автоматическая коробка передач, она же "автомат", она же АКПП. На самом деле, с "автоматом" все несколько сложнее, так как вариаций на тему АКПП достаточно много. Основные из них - это классический гидротрансформаторный "автомат", также часто применяется роботизированная трансмиссия, есть и совсем экзотические виды, типа спортивной секвентальной коробки - но мы усложнять не будем, и будем считать, что машина, у которой есть сцепление, оборудована "механикой", а машина с двумя педалями - "автоматом".
Механическая коробка
МКПП появилась около ста лет назад. Первые автомобили были с механическими коробками передач, причем в отличие от современных автомобилей, где передач может быть 5, 6 или даже 7, в то время у автомобилей могло быть 2-3 передачи. Этого считалось достаточно, так как скорости в то время были совсем невысокие. Главное отличие от "автомата" - наличие педали сцепления и необходимость вручную выбирать передачи во время движения. Устройство механической коробки достаточно простое, поэтому ее надежность выше.
Как же работает МКПП? На 1-й передаче самая мелкая шестеренка на ведущем валу соединяется с самой большой шестеренкой на ведомом валу. В тот момент, когда происходит переключение на более высокую передачу, диаметры рабочих шестеренок меняются. За счет подбора в МКПП шестеренок различного диаметра происходит увеличение или уменьшение скорости автомобиля.
Еще из плюсов МКПП можно выделить возможность настоящего "единения" с машиной - водитель полностью контролирует процесс передачи крутящего момента на колеса, может оперативно подключить пониженную передачу и ускориться, чтобы избежать опасной ситуации на дороге.
Однако для неопытных водителей механическая коробка не очень удобна, особенно при езде по городу и, тем более, в пробках. Постоянное переключение усложняет жизнь водителя-новичка, отвлекает и нервирует. Еще один минус "механики" для неопытного водителя состоит в том, что при трогании с места машина с механикой часто пытается откатиться назад, если автомобиль стоит даже под незначительным уклоном. Далеко не все умеют правильно трогаться в такой ситуации. Конечно, все во время обучения в автошколе сдавали "горку", но одно дело - наловчиться проезжать искусственный подъем под руководством инструктора, да еще на учебной машине, на которой часто специально настраивают повышенные обороты двигателя для простоты выполнения маневров, и совсем другое дело применять этот навык в реальной жизни, на дороге, по сто раз в день.
Необходимо также обратить внимание на то, что, по новым правилам, если вы сдаете экзамен в ГИБДД на "автомате", вы не сможете в дальнейшем с этими правами водить автомобиль с МКПП. Это сделано потому, что многие водители, прошедшие обучение на "автомате", совершенно беспомощны за рулем с механической коробкой и даже не могут тронуться с места.
Автоматическая коробка
От многих забот, перечисленных выше, вас избавит автоматическая коробка передач. Как в игрушечной машинке на детском аттракционе - нажимаешь одну педаль - едешь вперед, нажимаешь другую педаль - останавливаешься. И все! Машина сама заботливо включает нужные передачи, не дает автомобилю откатиться назад при трогании, в пробках удобство использования автомобиля с АКПП просто поражает.
А ведь еще в некоторых автомобилях есть круиз-контроль. Это вообще расслабляет водителя до невозможности. На трассе выставляешь нужную скорость - и можно совсем убирать ноги с педалей (впрочем, по технике безопасности как раз делать так не рекомендуется). Что касается ремонта: ресурс АКПП при нормальной эксплуатации обычно выше, чем у "механики". Это достигается за счет того, что автоматическая коробка сама регулирует все необходимые параметры без участия водителя и бережет свой ресурс.
Что касается стоимости - здесь безусловно "автомат" проигрывает. Автомобиль с АКПП всегда дороже аналогичной версии с МКПП. Разница может достигать от 40 до 200 тысяч рублей. В эксплуатации автоматическая коробка тоже выходит дороже, так как техническое обслуживание "автомата" стоит дороже.
Какие коробки любят покупатели в разных странах?
В разных странах разное отношение к механическим и автоматическим коробкам. Например, в США очень трудно найти автомобиль с механической коробкой - американцы любят комфорт, расстояния у них достаточно большие, а автомобили, напротив, очень дешевые. Поэтому более 95% автомобилей в США с автоматическими коробками. Механику ставят в основном на бескомпромиссные спорткары типа "Шевроле Корвет" или "Додж Челленджер", но это - выбор единичных покупателей.
В Европе покупатели, напротив, чаще выбирают механическую коробку. В Европе люди бережливы, и лишняя тысяча евро, сэкономленная при покупке машины, играет большую роль. Плюс автомобиль с "механикой" обычно потребляет меньше топлива, которое в Европе недешево - поэтому выбор не очень богатых европейцев очевиден. Хотя в последнее время процент автомобилей с АКПП в Европе неуклонно растет, и все больше производителей предлагают на выбор оба вариант коробки передач для покупателей.
Так что же выбрать?
Безусловно, посоветовать "автомат" можно девушкам, которые не планируют разбираться в устройстве автомобиля, напрягаться при его эксплуатации и вообще - планируют использовать автомобиль только как средство передвижения. Пожилым людям также автомат будет более предпочтителен, и тем более инвалидам - для них это просто находка. Если вы живете в крупном мегаполисе, таком как Москва, выбор "автомата" также будет правильным - по московским пробкам передвигаться на "механике" бывает тяжеловато.
Всем остальным мы рекомендуем все же при покупке автомобиля рассмотреть вариант с "механикой". И вот почему: при понятных минусах МКПП, связанных с неудобством эксплуатации автомобиля, вы получаете немало плюсов. Постараемся перечислить все эти преимущества:
Вы немало сэкономите при покупке автомобиля. АКПП всегда дороже, чем МКПП. Конечно, бывают исключения (например, при покупке "Мини Купера" вам предложат за ту же сумму автомобиль с "механикой" или "автоматом"), но это редкость. Иногда разница в стоимости между автоматической и ручной коробкой составляет более 100 тысяч рублей. Представьте, как вы можете использовать сэкономленные деньги! Хватит на небольшой отпуск...
Вы будете экономить и дальше, все время, пока эксплуатируете автомобиль - каждое техническое обслуживание будет обходиться вам дешевле, а в случае необходимости ремонт обойдется вам в значительно меньшую сумму. Если "автомат" часто выходит из строя целиком, то "механику" обычно легче отремонтировать - да и больше мастерских возьмется за ремонт механической коробки, в то время как для ремонта АКПП вам, скорее всего, придется обратиться к официальному дилеру, даже если машина не на гарантии - а цены у дилера могут в 2-3 раза быть выше, чем у обычного сервиса.
Ресурс у механической коробки при правильной эксплуатации все-таки больше. Конструкция МКПП предельно проста, там нечему особо ломаться, и всегда можно заменить детали - ремонт будет недорогим. Существуют автомобили-долгожители, проехавшие по миллиону и больше километров - большинство из них с механическими коробками, которые не менялись в течение всего срока эксплуатации.
Только "механика" позволяет на 100% управлять автомобилем. "Автомат" не даст вам такой власти над машиной. Переключая ручку передач МКПП, отпуская сцепление, вы прямо чувствуете, как мощь мотора идет на колеса. Это отдельное удовольствие, поверьте, особенно для мощных автомобилей. Именно поэтому часто автомобили с двигателем мощностью 500 и более лошадиных сил оснащают механической коробкой передач.
"Механика" еще и более безопасна, чем "автомат"! Если ваш автомобиль не очень мощный, то во время обгона с МКПП всегда чувствуешь себя увереннее, так как в любой ситуации можно "подоткнуть" пониженную передачу и резко ускориться даже маломощному автомобилю. С "автоматом" такой номер может не пройти. Очень часто даже дорогие автоматические коробки надолго "задумываются" перед сменой передачи, особенно если нужно сбросить вниз сразу 2-3 передачи. С "механикой" такой проблемы не возникнет - вы всегда самостоятельно выбираете нужную передачу.
В экстремальной ситуации механическая коробка может буквально спасти вам жизнь. Дело в том, что МКПП позволяет выполнять такое действие, как "торможение двигателем". Этот способ по идее должен преподаваться в автошколе, но меньшинство в реальности получает этот навык и может им реально пользоваться на дороге. Торможение двигателем представляет собой последовательное включение более низких передач так, чтобы двигатель уходил на повышенные обороты. Так как при этом водитель не нажимает педаль газа, обороты начинают понижаться, а так как в этот момент коленчатый вал двигателя жестко связан с колесами, автомобиль начинает замедляться без использования тормозов. Торможение двигателей особенно эффективно зимой, на скользкой дороге, так как в этом случае колеса не блокируются, и вероятность заноса автомобиля минимальна. В случае же, если с автомобилем случалась неисправность, и тормоза полностью неработоспособны, это фактически единственный способ остановить машину. Ручник эффективен только на низких скоростях, затормозить им со 100 км/ч вам не удастся, а на скользкой дороге, если вы воспользуетесь ручником, это верный способ попасть в неконтролируемый занос и улететь на обочину или на встречную полосу. А с помощью торможения двигателем можно эффективно остановиться хоть со 150 км/ч на заснеженной дороге, если есть достаточный запас свободной дороги.
Еще один интересный плюс: если вы решите взять напрокат автомобиль, неважно, в какой стране - почти всегда автомобиль с МКПП будет значительно дешевле, чем с автоматом. Причем не на 5-10%, как при покупке автомобиля, а иногда в 2 раза! То есть аренда совершенно одинаковых автомобилей - одного с "автоматом", а второго с "механикой", будет стоить соответственно 80 евро и 40 евро в сутки. Представьте, что вы берете автомобиль среднего класса на 10 дней - разница между автомобилями с МКПП и АКПП может достигать 60 евро, умножаем на 10 дней, получаем 600 евро! Пожалуй, можно еще в Турцию слетать на сэкономленные деньги!
Водитель, умеющий водить машину с МКПП, всегда будет на дороге более собран и профессионален, чем обладающий навыками вождения только машины с автоматом. Ведь ему приходится совершать больше действий, контролировать обороты двигателя и передачи - меньше вероятность, что он уснет во время движения автомобиля, как это нередко происходит с водителями во время ночных поездок. Если владельца автомобиля с МКПП посадить за руль машины с "автоматом", он через минуту уже будет уверенно вести автомобиль. Обратная же "рокировка" невозможна - освоить "механику" быстро не получится, даже в автошколе на это уходит иногда несколько месяцев. Известны случаи, когда водителю, например, становилось плохо во время движения, а пассажир не мог его заменить за рулем по причине неумения водить машину с МКПП. А известен смешной случай, когда молодой и неопытный угонщик вскрыл чужую машину, но не смог ее угнать, так как обнаружил в авто "механику" и не смог тронуться с места.
Далеко не все покупатели "механики" гоняют на своем авто по гоночным трассам, но если уж соберетесь это делать - будьте уверены, что "механика" даст жару многим "автоматам", ведь скорость переключения МКПП обычно выше. Эти рассуждения не касаются роботизированных трансмиссий, которые переключают передачи быстрее человека, а также секвентальных коробок, но обычная гидротрансформатроная коробка всегда уступит в скорости переключения "механике".
Таким образом, выбрав механическую коробку передач, вы и сэкономите, и повысите безопасность вождения автомобиля, и получите больше удовольствия от вождения. Поэтому не торопитесь выбирать "автомат". Даже если вы планируете приобретение автомобиля с автоматической коробкой, учитесь в автошколе на "механике" - поверьте, этот навык лишним не будет!