Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.
Ступени лада
В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.
Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.
Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:
- Седьмая - вторая - первая.
- Вторая - четвертая - третья.
- Четвертая - шестая - пятая.
Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как "лад" и "тональность".
Что такое лад
Лад - система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.
Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.
В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.
Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:
- большая секунда;
- малая;
- три больших;
- малая.
- большая секунда;
- малая;
- две большие;
- малая;
- малая терция;
- малая секунда.
Основные ступени лада: T - тоника (1-я ступень), S - субдоминанта (4-я ступень), и D - доминанта (5-я ступень).
Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).
Также существует понятие "производных" звуков, в октаве их всего пять - это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).
В ладотональной музыкальной системе существует понятие "устойчивости" и "неустойчивости" ступеней.
Устойчивые - первая, третья и пятая ступени лада.
Ступени - звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами - от I до VII.
Существуют две системы обозначения нот - буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.
Тональности
Тональность - лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.
Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:
- Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
- Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.
Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор - нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре - один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака - фа и до диез и т. д.
По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор - знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор - один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре - си и ми бемоли и т. д.
Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
Все неустойчивые звуки имеют некий "окрас незавершенности", поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.
Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:
- Фа диез и ля - в соль.
- Ля и до - в си.
- До и ми - в ре.
Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые - закрашенными.
В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.