Возрастная психология - увлекательная наука о том, как меняется наша психика с возрастом. Давайте разберемся в ее основных вехах и открытиях, чтобы лучше понимать себя и окружающих.
История возрастной психологии
Интерес к особенностям детской психологии возник еще в эпоху Просвещения. Так, Жан-Жак Руссо в своем трактате "Эмиль, или О воспитании"
(1762) описал три стадии детского развития:
- Младенчество
- Детство (от 2 до 12 лет)
- Отрочество (от 12 до 15 лет)
Идеи Руссо оказали большое влияние на педагогов того времени.
Однако возрастная психология оформилась в самостоятельную науку лишь в конце XIX - начале XX века благодаря работам В. Прейера, В. Штерна, А. Бине и других ученых. Предметом их исследований стали закономерности детского развития, изучаемые с помощью наблюдения и экспериментов.
1882 год | Выход книги В. Прейера " Душа ребенка " |
1905 год | Публикация тестов интеллекта А. Бине |
Уже к 1930-м годам сложились основные направления возрастной психологии:
- Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд)
- Бихевиористское (Дж. Уотсон, Б. Скиннер)
- Когнитивное (Ж. Пиаже)
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
C 1960-1970-х годов термин "возрастная психология" окончательно утвердился для обозначения отрасли психологии, изучающей психическое развитие человека на всем протяжении его жизни.
Основными задачами возрастной психологии являются:
- описание возрастных изменений психики;
- выявление факторов, влияющих на психическое развитие;
- разработка рекомендаций по оптимизации развития.
Для решения этих задач применяется целый комплекс методов:
- Наблюдение за поведением детей
- Психологическое тестирование
- Близнецовый метод
- Моделирование жизненных ситуаций
Периодизация психического развития
Согласно современным представлениям, психическое развитие человека можно разделить на следующие периоды:
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1-3 года)
- Дошкольное детство (3-6 лет)
- Младший школьный возраст (6-11 лет)
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Юношеский возраст (15-20 лет)
- Взрослость
- Старость
Сенситивные периоды развития психики
Особенностью психического развития является его гетерохронность - неравномерность созревания разных психических функций.
Выделяют сенситивные (чувствительные) периоды, в которые те или иные психические процессы развиваются наиболее активно:
- Раннее детство - сенситивный период речевого развития
- Дошкольный возраст - развитие воображения и образного мышления
- Младший школьный возраст - усвоение учебных навыков
Учет сенситивных фаз в воспитании и обучении крайне важен для полноценного психического развития.
Социальная ситуация развития
Помимо возраста, на развитие психики оказывает влияние социальная ситуация, в которой находится ребенок. Это его ближайшее окружение, условия жизни, воспитания и обучения.
Например, отношения со сверстниками играют огромную роль в период взросления. На их основе формируется Я-концепция и самооценка подростков.
Индивидуальные различия в психическом развитии
Несмотря на общие возрастные закономерности, темпы и уровень развития могут существенно варьироваться у разных детей под влиянием генетических факторов, воспитания, обучения и других условий.
Поэтому важно учитывать как общие закономерности возрастного развития, так и индивидуальные различия детей.
Развитие когнитивной сферы
Одним из важнейших аспектов психического развития являются изменения в когнитивной сфере - восприятии, памяти, мышлении. Здесь также прослеживаются возрастная динамика.
Так, развитие мышления от наглядно-образного в дошкольном возрасте через конкретно-логическое в младшем школьном возрасте ведет к формированию абстрактно-логического мышления в подростковом и юношеском возрасте.
Особенности восприятия
Восприятие также претерпевает качественные изменения от возраста к возрасту. Так, новорожденные могут сосредотачивать взгляд лишь на предметах, расположенных на расстоянии 20-30 см.
К 6 месяцам развивается цветовое зрение. А к 3-4 годам дошкольники уже воспринимают целостные сюжетные картинки.
Особенности памяти
Динамика наблюдается и в развитии памяти. До года ребенок запоминает лишь яркие эмоциональные впечатления. В 3-4 года появляются первые целенаправленные попытки запомнить.
В школьном возрасте бурно развивается словесно-логическая память , необходимая для усвоения знаний.
Развитие эмоционально-волевой сферы и личности
Наряду с когнитивным развитием, не меньшее значение имеет динамика эмоционально-волевой и мотивационной сфер психики. Эти изменения тесно связаны со становлением личности на каждом этапе детства и взросления.
Разные периоды детства характеризуются своими приоритетами в эмоциональном развитии и социальных потребностях ребенка.