Может быть, представители нынешнего поколения, прочитав про путешествия Виллема Баренца, сочли бы голландского мореплавателя неудачником. А как же иначе? По поручению правительства капитан совершил три экспедиции с целью отыскать северный морской путь в Тихий океан, но поставленной задачи так и не выполнил. Чем же знаменит Виллем Баренц? Что он открыл и почему его имя внесено в список величайших исследователей планеты?
Эпоха великих открытий
К началу XVI века в водах Атлантического и Индийского океанов безраздельно господствовали мореплаватели Испании и Португалии. Именно португальцам Бартоломеу Диашу и Васко да Гама принадлежит честь открытия морского пути в Азию вокруг южной оконечности Африки. Популярная идея о шарообразности Земли заставила Христофора Колумба искать западный путь к манящим восточным землям, что и привело его корабли к берегам Американского континента. Правда, сам первооткрыватель до самой кончины в 1506 году был убежден, что проложил новый маршрут в Индию.
Мореплавателям из стран Северной Европы предстояло освоить территории полярных районов. Существенную роль в изучении этих холодных и неприветливых земель сыграл голландский исследователь Виллем Баренц.
Сын рыбака
Будущий мореплаватель родился в 1550 году на одном из островов Западно-Фризской группы (Терсхеллинге, Нидерланды) в семье простого рыбака. Ранняя биография Виллема Баренца полна "белых пятен". Достоверно известно, что образование будущий капитан получил в мастерских картографии и навигации (Амстердам). Во время путешествия по югу Европы со своим наставником, астрономом и картографом Петером Планцием Виллем Баренц, совершенствуя полученные навыки, составил атлас Средиземноморья, отлично освоил штурманское ремесло. В последующие годы незаурядные способности и кипучая энергия позволили голландцу в совершенстве овладеть всеми нюансами морского дела. Мировую известность принесли Виллему Баренцу открытия, сделанные им во время арктических экспедиций.
В поисках северного пути
Инициатором исследования Восточной Арктики выступил глава нидерландского представительства в России Б. Мушерон. Он доказал членам правительства необходимость снаряжения экспедиций для отыскания северных маршрутов к берегам Московии и Азиатских стран. Руководителем первого ледового похода был назначен капитан Виллем Баренц. Даты путешествий: 1594, 1595 и 1596 гг.
Четыре судна первой экспедиции торжественно проводили из Амстердама 5 июня 1594 года. Выйдя в открытое море, корабли разделились: "Меркурий" и "Лебедев" под руководством Баренца направились на север, два других, возглавляемые капитанами Найем и Тегалесом, — на восток. Результатами похода стали нанесение на карту около 800 км береговой линии архипелага Новая Земля и достижение мореплавателями впервые в истории человечества 78 ° с. ш. Кстати, члены команды Баренца первыми из европейцев увидели белых медведей и лежбища моржей.
Идолы острова Вайгач
Руководителем второй экспедиции сенатом был назначен капитан К. Най, а Баренцу отвели роль главного штурмана. Время отплытия флотилии, состоящей из семи кораблей, было выбрано крайне неудачно, и итоги похода были еще менее впечатляющими. Путешественники подошли к проливу Югорский Шар к тому моменту, когда последний был покрыт толстым ледяным покровом. Мореплавателям удалось выйти в Карское море, но у острова Местный пришлось повернуть обратно. В актив экспедиции можно занести исследование и описание внутренних земель острова Вайгач. На мысе Болванский Нос было обнаружено около четырехсот идолов языческой эпохи.
По возвращении в Амстердам энтузиазм и настойчивость Виллема Баренца убедили сенат выделить средства на проведение третьей экспедиции и назначить премию в 25 тыс. гульденов первооткрывателю северного морского пути в Азию.
Последний поход
В третье путешествие на двух кораблях отправились в мае 1596 года. Номинальным руководителем похода был Якоб Гемскерк, штурманом — Баренц, хотя участник экспедиции Геррит де Веер в своих дневниках утверждает, что главенствующая роль в принятии всех важных решений принадлежала именно последнему.
В июне моряками был открыт и нанесен на карты остров Шпицберген, а к концу июля корабли подошли к Новой Земле. Обогнув мыс Шанца, суда, следуя вблизи береговой линии, направились на северо-восток. В конце лета у мыса Спорый Наволок корабль Баренца был вынесен льдами на подводные камни. Все попытки моряков освободить судно успехов не имели, и участники экспедиции стали готовиться к зимовке.
Из материалов каравеллы голландцы построили "Дом спасения" (Behouden Huys) и перенесли туда все снаряжение и провиант.
Посмертная слава
Около года отважные путешественники провели в неустанной борьбе с цингой, полярными хищниками и суровой природой. В начале лета 1597 года голландцы на двух шлюпках отправились в обратный путь, а спустя полтора месяца были подобраны русскими поморами вблизи Кольского полуострова. Во время плавания Виллем Баренц умер и его последним приютом стали скалистые берега Новой Земли. Только к началу ноября выжившим участникам экспедиции удалось вернуться в Амстердам. После опубликования записей де Веера ("Плавания Баренца") весь мир узнал об открытиях великого голландца.
В 1853 году окраинное море Северного Ледовитого океана получило имя своего исследователя — Баренцево. Дневники Виллема Баренца с описанием проводимых им астрономических наблюдений, измерений глубин и проб грунта, найденные норвежцем Э. Карлсеном только спустя 274 года, по достоинству были оценены географами того времени.