Современная кадровая политика - один из гарантов успеха любой компании сегодня. Выстроить ее помогает правильная концепция управления персоналом. Подробнее о ее сути, разновидностях, формировании мы поговорим далее в этом материале, не забыв разобрать классификацию кадрового состава.
Что это?
Концепция управления персоналом - это комплекс методологических и теоретических взглядов, которые определяют цели, сущность, методы, критерии и задачи воздействия на сотрудников компании. Важное дополнение к ней - практические советы по формированию механизма воздействия на кадровый состав.
Сегодня работодатели успешно применяют четыре современные концепции:
- Гуманистическая.
- Экономическая.
- Организационно-административная.
- Организационно-правовая.
Разберем каждую детально.
Гуманистическая концепция
Ее база - японский менеджмент. Работник здесь - не просто сотрудник, а основной субъект организации, отчего его мнение всегда важно для руководства компании.
Главная цель данной концепции управления персоналом - создать комплекс условий, которые позволят трудящемуся динамично продвигаться по карьерной лестнице и развиваться в общем. Здесь недостаточно лишь использовать современные технологии. Важно пересмотреть и изменить ценности персонала.
Экономическая концепция
Более характерна для компаний, где трудятся работники с низкой классификацией, занятые в серийном выпуске продукции. Главная цель этой системы управления персоналов - "раскрыть" потенциал каждого сотрудника. А именно его дисциплинированность, исполнительность, подготовленность.
Для компаний с такой концепцией характерен авторитарный стиль руководства. Личные интересы здесь всегда подчинены общей идее.
Организационно-административная концепция
Основная цель здесь - максимальное использование трудового и личностного потенциала каждого работника. Эта концепция управления персоналом может характеризоваться дополнительным внедрением подсистем.
Руководство здесь стремится добиться полного соответствия сотрудника занимаемой должности, требуемой квалификации. Концепция идеально подходит компаниям с четкой организационной структурой.
Организационно-социальная концепция
Что важно в этой системе управления персоналом? Грамотное управление человеческими ресурсами компании, достижимое созданием благоприятных внешних условий.
Человек здесь - важнейший ресурс. Но при этом требуется полное его соответствие корпоративному духу, а также занимаемой должности. Система характерна для средних, крупных компаний.
Формирование собственной концепции
Руководству корпорации необязательно останавливаться на вышеописанных концепциях. Система может быть сформирована самостоятельно с учетом текущих потребностей организации. Ее может разработать как собственный отдел кадров, так и внештатные специалисты.
Основывается разрабатываемая система на отечественном и зарубежном опыте. Самое важное - определиться с целями, которых концепция должна помочь достичь:
- Обеспечение качественным кадровым составом.
- Организация правильного использования труда.
- Социальное, профессиональное развитие персонала и проч.
Важно опираться на текущие потребности корпорации, направление ее развития, современное состояние.
При формировании концепции управления персоналом в организации специалисты проводят, выполняют:
- Комплексный анализ ситуации на рынке труда.
- Создание общей информационной системы, в которую включены все подразделения компании.
- Организация массовой переподготовки (подготовки) персонала, цель которой - повышение профессионализма, квалификации.
- Разработка мотивационных программ для кадров.
- Координация работ, направленных на стабилизацию трудовых условий.
- Аттестация, оценка человеческих ресурсов.
Основы концепции
Что основные концепции управления персоналом, что разработанные самостоятельно в обязательном порядке включают в себя следующее:
- Планирование, привлечение новых высококвалифицированных трудящихся.
- Оценка вложений в кадровый капитал.
- Развитие, подготовка персонала.
- Оценка вклада каждого трудящегося в достижение общей цели.
- Мотивация эффективной работы, ее вознаграждение.
- Регулирование психологических, личностных ресурсов, развитие инновационных, творческих рабочих подходов.
- Расширение проф. навыков при помощи своевременной ротации персонала, управленческого моделирования.
Развитие концепции
Развитие системы управления кадрами имеет следующие особенности:
- Возможно только при постоянном анализе рынка труда, квалифицированности и конкурентоспособности персонала, уровня модернизации компании.
- Применение способов развития: изменение стиля руководства, переподготовка кадров и проч.
- Создание комплексной информационной базы данных по персоналу.
- Учет лояльности работников, их мотивации, готовности к переобучению. Если позиция персонала пассивна, разрабатывается новая корпоративная культура, меняется стиль управления, способы стимуляции.
- Учитываются цели и интересы не только организации и работников.
- Отслеживается эффективность каждого работника, подбираются подходящие меры воздействия на него.
Классификация персонала
Весь кадровый состав можно разделить на две большие группы:
- Непромышленный персонал. Социальная область деятельности.
- Производственно-промышленный персонал. И производство, и его обслуживание.
Классификация персонала на основе главной задачи:
- Рабочие. Создают товар, выполняют услугу. Внутренняя градация - основные (непосредственно заняты в производстве) и вспомогательные (обслуживание, ремонт, транспортировка) рабочие.
- Служащие. Работники, чья стихия - интеллектуальный труд. Это руководители (высшего, среднего, низшего звена), специалисты (юристы, экономисты, инженеры, бухгалтеры и проч.) и иной персонал - кассиры, техники, секретари и проч.
По степени квалификации персонал градируется на:
- высококвалифицированный;
- квалифицированный;
- низкоквалифицированный:
- неквалифицированный.
На этом завершим разговор о кадрах и концепциях управления человеческими ресурсами. Что касается последних, то на сегодня выделено четыре основных. Однако каждая компания может выработать и собственную концепцию.