Собственный Институт современного искусства в Москве появился в 1991 году, кода художник и куратор Иосиф Бакштейн вернулся из рабочей поездки в США, где курировал первую американскую выставку советских неформальных художников. Разница между тем, как устроен процесс в Америке, и тем, как его реализовывали в России, оказалась такой существенной, что по возвращении на родину художник решил организовать в России институцию, которая занималась бы подготовкой профессионалов в сфере искусства.
Становление Института современного искусства
В первые годы своего существования Институт был своеобразной платформой, на основе которой создавался интеллектуальный контекст, благоприятствующий обсуждению, производству и потреблению современного искусства.
На первых порах наиболее важной задачей для Института современного искусства (ИСИ) была интеграция российских художников в международный процесс, от которого они были оторваны на протяжении нескольких десятилетий. Для того чтобы сократить разрыв между российскими и иностранными производителями искусства, устраивались выставки иностранных художников в Москве, а российские художники и кураторы участвовали в выставках в Европе и США.
Цели и задачи Института современного искусства
Москва к началу девяностых годов была далека от звания столицы современного искусства. Такое плачевное положение было связано с тем, что система художественного образования в России формировалась в далеком XVlll веке и с тех пор не претерпела радикальных изменений. В некотором смысле такая традиционность была бы преимуществом, если бы ей имелась достойная альтернатива в виде современных образовательных программ.
Создатели Института современного искусства исходили из того, что мода, тенденции и технологии, которые постоянно меняются и обновляются, нуждаются в постоянном отслеживании, и каждый современный художник должен уметь в них ориентироваться. С этой целью была разработана программа "Новые художественные стратегии", которая призвана дополнить существующие образовательные программы ведущих художественных вузов страны. Стоит отметить, что команда, создававшая Институт современного искусства, исходила из того, что в классических программах есть очевидное преимущество, выраженное в непрерывной передаче мастерства от старшего поколения к младшему.
Влияние на культуру
Свою образовательную деятельность институт начал в 1992 году, и к 2018 году его выпускниками стали более 650 художников, каждый из которых приобрел навыки, достаточные для того, чтобы заниматься дальнейшим самообразованием и построением самостоятельной карьеры.
Помимо образовательной деятельности в Москве, Институт современного искусства занимается также изданием книг по истории искусства, искусствоведению и критической теории.
Большое значение как для образовательного процесса, так и для всей художественной жизни столицы и всей страны имеет ежегодная Летняя школа, к участию в которой приглашаются наиболее выдающиеся студенты и выпускники прошлых лет. Также практикуется совместное проведение летних мероприятий с арт-школами других стран. На протяжении нескольких лет в Летней школе принимали участие студенты шведской академии Валанд и Голдсмитс-колледжа, а результатом такого сотрудничества стали международные выставочные проекты, которые способствовали продвижению российских художников за рубежом.
Выдающиеся выпускники
В середине девяностых учебное заведение было переименовано в Институт проблем современного искусства, что призвано было акцентировать внимание на критическом подходе к производству и потреблению современного искусства. Такой подход сформировал целую плеяду выдающихся выпускников, добившихся и коммерческого успеха, и международного признания.
Одним из подобных выпускников стал Арсений Жиляев - уроженец Воронежа, ставший неформальным лидером движения, получившего название "новые скучные". Путь Жиляева начинался в воронежской галерее "Хлам", а позже им, при участии единомышленников, был создан Воронежский Центр современного искусства, на базе которого осуществляется выставочная и образовательная деятельность. Работы воронежского художника находятся в коллекциях музеев Германии и Италии, а также в частных собраниях. Таким образом, Институт современного искусства выполняет поставленную его основателями задачу по продвижению российского искусства на Западе и включению его в международный контекст на равных правах с иностранным.