По-настоящему выдающаяся личность остается в памяти людей даже спустя много лет после собственной смерти. В особенности это касается таких персон, работы которых радуют нас и по сей день. Одним из таких известных ученых нашей родины является Евгений Оскарович Патон, биография которого и будет детально изучена в статье.
Общая информация
Будущий талантливейший инженер и новатор появился на свет 4 марта 1870 года во французском городе Ницце. Его отец был русским консулом и являлся гвардейским полковником в отставке. Помимо Евгения, в семье еще росли четверо мальчиков и две девочки.
С самых ранних лет Евгений Оскарович Патон увлекался практическим применением точных наук. Молодого человека не интересовали сухие цифры, а привлекали те вещи, которые получались в итоге на основе этих расчетов.
Образование
После того как герой статьи окончил гимназию в немецком Штутгарте, он принял решение поступить в Дрезденский политехнический институт. Это учебное заведение Евгений окончил в 1894 году. Причем уже на последних курсах этого вуза Евгений Оскарович привлекался к решению многих сложных технических задач и реализации проектов. Получив диплом, Патон был нарасхват, так как его приглашали работать многие немецкие компании, но он выбрал для себя возвращение на историческую родину – в Российскую империю.
Отчизна встретила молодого парня не слишком тепло: его германский диплом не котировался в России, и он был вынужден стать студентом Петербургского института путей сообщения, где за год сдал 12 экзаменов и 5 курсовых проектов. В конечном счете Евгений Оскарович Патон, фото которого можно увидеть в статье, выпустился из стен вуза, благополучно защитив дипломную работу по новой методике расчета ферм.
Трудовая деятельность
Выйдя из стен российского института, талантливый инженер стал сотрудником технического отдела службы путей на Николаевской железной дороге. На своем посту Патон занимался проектированием мостов и металлических перекрытий. Этой работе мужчина отдал без малого десять лет. Параллельно он был лектором в инженерном училище Москвы, издал двухтомный учебник и даже получил звание профессора.
В 1904 году Евгений Оскарович Патон возглавил кафедру мостов в Киевском политехническом институте по личному приглашению тогдашнего ректора Зворыкина.
За этот период своей жизни ученый успел довольно много: спроектировал мосты для Тбилиси, два моста через реку Рось, один мост для пешеходов через Петровскую аллею. Также вышли еще несколько учебников.
Во время Первой мировой войны Патон активно работал с военными. Благодаря ему русская армия получила специальные разборные мосты - как шоссейные, так и железнодорожные. И даже гражданская война не заставила ученого покинуть Киев, несмотря на то что город несколько раз переходил из рук в руки противоборствующих сторон. Более того, Евгений Оскарович лишился родного брата, которого расстреляли, но и эта трагедия не вынудила инженера эмигрировать.
В 1920 году Патон создал Киевскую мостоиспытательную станцию, на базе которой студенты получали необходимый практический опыт.
В 1929 году выдающийся научный деятель был выдвинут в качестве кандидата в члены Академии наук Украины.
Новатор
В 1929 году биография Патона Евгения Оскаровича пополнилась еще одним интересным фактом – он увлекся электрической сваркой металлов. В то время в СССР эта отрасль еще не была сильно развита, и ученый лично разработал специальную программу для разрешения проблем сварочных работ. В связи с тем что советские вузы не готовили сварщиков, Патон создал на базе Киевского политехнического института кафедру сварки, которую сам и возглавил. В 1934 году именно лаборатория Евгения Оскаровича оказалась первой и единственной на тот момент в мире, где подробно изучались все тонкости сварки.
В 1932 году академик разработал автоматическую сварочную головку для выполнения сварки открытой дугой. А еще через два года ученый создал первый на планете Институт сварки. В возрасте 70 лет Патон открыл тайны электрической сварки под флюсом. А на базе Днепровского завода металлоконструкций сбылась давняя мечта Евгения Оскаровича – мостостроение и сварка плотно переплелись, так как предприятие начало выпуск балок для мостов цельносварочной конструкции.
Евгений Оскарович Патон и сталинизм – это отдельная тема, но даже эпоха тотальных чисток не коснулась ученого. В период Великой Отечественной войны академик трудился в Нижнем Тагиле, где смог освоить автоматическую сварку брони танков, за что получил звание Героя Социалистического труда.
Конец жизни
Евгений Оскарович Патон после возвращения в Киев вновь стал у руля Института электросварки. В 1952 году ученый завершил работы по созданию автомобильного моста через реку Неман. В 1950-1953 годах академик построил мост через Днепр без применения заклепок.
Скончался легендарный профессор 12 августа 1953 года и был предан земле в Киеве.