Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Хорошо, если ребята дружат друг с другом, если их досуг наполнен играми, конкурсами, общественно полезным трудом, если у каждого есть возможность для самореализации. Эффективными способами развития школьников являются различные виды коллективной творческой деятельности (КТД).
Определение
Этот термин возник в 60-е годы прошлого века. Создателем методики считается доктор педагогических наук И. П. Иванов. Он был последователем А. С. Макаренко, скрупулезно изучал его наследие и сделал вывод, что именно "педагогика сотрудничества" помогает избежать таких перекосов в воспитании, как излишняя опека, авторитарность педагога или, наоборот, вседозволенность.
Широко применяются технологии КТД в начальной школе, среди подростков и юношества. В самом названии содержится расшифровка:
- Дело - т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.
- Коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.
- Творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают "открытия", генерируют идеи.
Цели
Предполагается, что дети сами выбирают виды КТД, заинтересовавшие их, придумывают ход мероприятия, распределяют роли, занимаются оформлением и организацией. При этом для каждого ребенка находится свое дело. Кто-то генерирует идеи, другие распределяют задачи, третьи выполняют их. Педагог становится равноправным партнером для школьников, помогает реализовать задуманное, но при этом не давит своим авторитетом.
Во время такой деятельности:
- дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать на общий результат;
- удовлетворяется их потребность в общении;
- появляется возможность для творческой самореализации, как индивидуальной, так и коллективной;
- развивается личность каждого ребенка, раскрываются новые таланты и способности.
Виды КТД
И. П. Ивановым была предложена следующая классификация:
- Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
- Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
- Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.
- Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, "Дни здоровья", турниры.
- Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
- Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.
- Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.
Этапы подготовки
Участие в КТД делает школьников самостоятельными. Мероприятия готовятся общими силами, с учетом детских интересов, что значительно повышает мотивацию. Можно выделить следующие этапы организации КТД:
- Предварительная работа. Для начала необходим замысел. Дети делятся своими идеями, защищают их, проводят "мозговой штурм". Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Ребятишки должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения. Учитель ставит педагогические цели, определяет способы их реализации.
- Коллективное планирование. На этом этапе определяется форма и содержание общего дела, распределяются обязанности, ставятся конкретные сроки. Дети обмениваются своими мнениями в микрогруппах, затем выносят их на общее обсуждение. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать. Выбирается инициативная группа, на плечи которой ложится разработка сценария и делегирование обязанностей.
- Коллективная подготовка. Инициативная группа раздает поручения другим школьникам. Каждый ребенок или микрогруппа отвечает за свой эпизод. Готовятся костюмы, реквизит, подбирается музыка, организуются репетиции. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.
Проведение КТД
Этого события класс ожидает с радостью и волнением. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.
Видов КТД много, и после каждого на общем сборе подводятся итоги. Нужно учить школьников анализировать приобретенный опыт, делать выводы из него. Иногда проводят анонимное анкетирование, которое позволяет учесть мнение каждого ребенка. При организации следующего коллективного дела обязательно принимают во внимание все допущенные промахи.
КТД в начальной школе
В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников. Так, младшие школьники еще не могут самостоятельно организовать мероприятие. Учитель берет на себя роль руководителя или координатора, со временем предоставляя детям все больше самостоятельности. Важно учитывать их мнения, поощрять инициативу. Иногда полезно передать руководящую роль родителям или старшеклассникам.
После разработки сценария класс разбивается на микрогруппы, каждой дается задание. Важно, чтобы дети учились выполнять свою часть работы самостоятельно, с минимальной помощью взрослых. Проводя спортивные и художественные конкурсы, предусматривайте большое количество номинаций, чтобы никого не обидеть.
КТД в средних и старших классах
Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Если речь идет о подростках, то учитель может смело взять на себя роль наблюдателя. При этом следует:
- Незамедлительно вмешиваться в случае конфликта.
- Каждый раз заново формировать микрогруппы для мероприятия, чтобы дети вступали в новые виды отношений.
- Обеспечивать смену деятельности для каждого воспитанника, проводить разные виды КТД.
- Задействовать малоактивных школьников, стараясь найти им дело по душе.
Удачных примеров КТД много, они описаны И. П. Ивановым и его последователями. Главное - не действовать по шаблону, чтобы совместное дело стало импровизацией, полетом души и фантазии.