Что представляет собой иудейское право? Как и сам еврейский народ, оно является очень специфическим, непохожим ни на какую другую правовую систему. Его основы изложены в древних документах, содержащих в себе нормы, регулирующие жизнь иудеев, данные Богом. Затем эти нормы были развиты раввинами, которым такое право было дано Всевышним, о чем сказано в Устной и Писаной Торе.
То есть право иудеев (иногда для краткости называемое Галаха) является для них ортодоксальным – постоянным и неизменным. Подобно тому, как Откровение, явленное на горе Синай, было уникальным событием, давшим всем поколениям евреев через Моисея заповеди, установленные Богом.
Иудейское право как вид религиозной правовой системы
Галаха в широком смысле представляет собой систему, включающую законы, социальные нормы и принципы, религиозные толкования, традиции и обычаи евреев. Ими регламентируется религиозная, общественная и семейная жизнь евреев, являющихся верующими. Она сильно отличается от других систем права. И связано это в первую очередь с ее религиозной направленностью.
В более узком смысле Галаха – это совокупность законов, которые содержатся в Торе, Талмуде, а также в более поздней литературе, относящейся к раввинистической. Первоначально термин «галаха» понимался как «постановление». А в дальнейшем стал названием всей религиозной и правовой системы иудеев.
Отношение к Галахе
Ортодоксальные евреи относятся к Галахе как к твердо установленному закону, другие же представители иудейства (например, реформистского направления) допускают ее интерпретирование и внесение изменений в законы и установления в связи с возникновением новых моделей поведения в обществе.
Так как жизненные проявления ортодоксальных иудеев регулируются религиозными законами, в Галаху включены все религиозные заповеди, а также законодательные иудаистские установления и множество дополнений к ним. Помимо этого, иудейское право содержит правовые решения, принятые различными раввинами, в которых установлены нормы религиозного поведения или же утверждены отдельные законы.
Связь с историей и религией
Право иудеев зародилось и развивалось в их общинах, где нормы и законы разрабатывались для того, чтобы установить определенный порядок поведения людей. Постепенно складывался ряд традиций, которые записывались и со временем трансформировались в нормы религиозного права.
Данный вид права отличает четыре его основных признака, которые выражают исторические и религиозные корни иудейского права. К ним относятся следующие:
- Резко отрицательное отношение иудеев древности к другим религиям и их носителям – язычникам, то есть народам, которые поклонялись множеству других богов. Именно себя евреи считали (и продолжают считать) богоизбранными. Это естественным образом вызывало соответствующую ответную реакцию. Иудейская религия стала вызывать резкое неприятие и отторжение, равно как и образ жизни иудеев, их правила общежития. Этот народ стали всячески ограничивать в правах, подвергать гонениям, что заставило его представителей еще больше сплотиться, обособиться.
- Ярко выраженный императивный характер, преобладающее число прямых запретов, ограничений, требований, примат обязанностей над правами и свободами его субъектов. За несоблюдение запретов предполагаются ощутимые санкции.
- Объединительная функция права, которая связана с формированием иудейского сообщества. Религиозная идея о завете, заключении договора Бога с еврейским народом на горе Синай, приобрела общественное звучание. Сыновья Израиля – это избранники Божии, то, что они осознают свою принадлежность к Яхве, верят в общего Бога, делает их единым народом. Подчинение одним и тем же законам, возникшим на религиозной основе, послужило объединению иудеев друг с другом, вне зависимости от того, жили они на территории своей исторической родины или же в других государствах.
- Ортодоксальность. Вопрос о том, являются ли высказывания древних пророков устаревшими, не оказывающими влияние на современное право иудеев, предполагает однозначно отрицательный ответ. В 1948 году Израиль принял декларацию независимости, в которой, в частности, сказано, что в основе Израильского государства лежат принципы мира, свободы и справедливости - в понимании, соответствующем пониманию их израильскими пророками.
Главные отрасли права
Иудаизм предполагает совершенно определенный, четко регламентированный образ жизни, правила которого затрагивают множество аспектов. Например: что должен делать человек утром, встав с постели, чем ему можно питаться, как вести свой бизнес, как соблюдать Шаббат и другие иудейские праздники, на ком жениться. Но пожалуй, самые главные правила посвящены тому, каким образом поклоняться Богу и как вести себя с другими людьми.
Все эти нормы соблюдаются в соответствии с отраслями права, на которые разделена Галаха. К основным институтам иудейского права относятся:
- Семейное право, являющееся основной отраслью Галахи.
- Гражданско-правовые отношения.
- Кашрут – институт права, регулирующий особенности потребления товаров, продуктов.
- Отрасль, связанная с тем, как необходимо соблюдать иудейские праздники, в частности субботу – Шаббат.
Подробнее об этом будет сказано ниже.
Галаха распространяет свое действие не только на государство Израиль, но и на жителей еврейских общин в других странах. То есть оно носит экстерриториальный характер. Другой важной чертой еврейского права является то, что применяется оно только в отношении евреев.
Правовые источники
Как уже говорилось выше, своими корнями рассматриваемый вид права уходит в далекое прошлое. Среди источников иудейского права просматривается 5 групп законодательных актов. К ним относятся следующие.
- Пояснения, включенные в Письменный Закон – Тору - и понимаемые в соответствии с устной традицией, которая получена Моисеем на Синае (Каббала).
- Законы, которые не имеют оснований в Торе письменной, но, в соответствии с преданием, полученные Моисеем одновременно с ней. Они называются «Галаха, воспринятая Моисеем на Синае, или кратко – «Галаха от Синая».
- Законы, выработанные мудрецами на основании анализа текстов Письменной Торы. Их статус приравнивается к статусу той группы законов, которые напрямую записаны в Торе.
- Установленные мудрецами законы, призванные оградить иудеев от нарушения норм, записанных в Торе.
- Предписания мудрецов, регламентирующие жизнь еврейских общин.
Далее более подробно рассмотрим эти правовые источники, которые, в принципе, и составляют структуру иудейского права.
Структура источников
В структуру источников входят следующие:
- Каббала. Здесь речь идет о традиции, воспринимавшийся одним человеком из уст другого, передававшейся от одного поколения другому в виде правовых указаний. Он отличен от других источников своей статичностью, тогда как другие развиваются и обогащают право.
- Ветхий Завет, являющийся частью Библии (в отличие от Нового Завета, не признаваемого в иудаизме).
- Талмуд, состоящий из двух основных частей, – Мишны и Гемары. Юридическая составляющая еврейского Талмуда – Галаха. Она представляет собой свод законов, взятых из Торы и Талмуда и Раввинской литературы. (Раввин – это ученое звание в иудаизме, которое обозначает квалификацию в толковании Талмуда и Торы. Его присваивают после получения религиозного образования. Священнослужителем не является).
- Мидраш. Это толкование и комментарии у Устному Учению и Галахе, на всех этапах ее развития.
- Такана и пера. Законы, принятые галахическими авторитетами – мудрецами, и постановления, декреты национальных властных институтов.
Дополнительные источники
Рассмотрим несколько дополнительных источников еврейского права.
- Обычай во всех его проявлениях, который должен соответствовать главным положениям Торы (в узком смысле Тора – это Пятикнижие Моисеево, то есть первые пять книг Ветхого Завета, а в широком – это совокупность всех традиционных религиозных норм).
- Дело. Это судебные решения, а также образ действий и поведение знатоков Галахи в определенной ситуации.
- Понимание. Это логика мудрецов Галахи – как правовая, так и общечеловеческая.
- Доктрина, которая состоит из трудов еврейских богословов, позиций разных академических иудейских шкал, идей раввинов и взглядов, касающихся толкования и понимания библейских текстов.
Правовые принципы
Среди компонентов, составляющих право, важнейшая роль принадлежит принципам, на которых оно зиждется, то есть основным идеям и положениям, определяющим его сущность. Что касается принципов иудейского права, то в систематизированном виде они нигде не значатся. Однако в процессе изучения самого права они легко просматриваются, осознаются и формулируются. К ним относятся следующие:
- Принцип органичного сочетания трех начал: религиозного, этического и национального. Он находит свое отражение в целом ряде норм. Ранее евреям было строго запрещено вступление в брак с представителями других народов. Евреев невозможно было держать в рабстве бесконечно, жестоко обращаться с ними, тогда как в отношении чужеземцев это было в порядке вещей. Закладывать под проценты те или иные предметы было запрещено только иудеям в отношении друг друга, но никак не в отношении представителей других народов.
- Принцип избранности Богом иудейского народа. Он находит свое отражение в законах, заповедях, священных текстах, где говорится о том, что евреи являются великим народом, который Бог отделил от всех других, благословил и любит его, обещая ему множество благ.
- Принцип верности Богу, истинной вере и еврейскому народу. Конкретно это выражается в отношении к иудейскому праву как к святому и непогрешимому и в то же время в принижении прочих правовых систем и приписывании заведомой греховности представителям других национальностей.
Семейное право
Это одна из самых обширных отраслей иудейского права, которая распространяется также и на отношения между евреями, живущими в других странах. Суды некоторых государств, например, США, Германии, Бельгии, Франции, Австралии, Канады, руководствуются ее нормами в случае рассмотрения семейных дел, если их участниками являются супруги, рассматривающие свой брак как религиозный.
Согласно еврейскому праву, брак является религиозным таинством, заключающимся навсегда. Его расторжение на практике почти невозможно. Ведь супруги дали обет Богу, и даже если они не хотят жить вместе, это не повод, чтобы его нарушать. В данном случае закон стоит на стороне семьи и, в первую очередь, законнорожденных детей.
Супруги могут жить отдельно, но обязанность по содержанию детей с них не снимается. Такое строгое отношение к нерушимости брачных уз стало толчком к тому, что сегодня в Израиле появилась новая форма брачных отношений – так называемый кипрский брак. Он заключается без учета религиозных догм, но при этом влечет за собой ряд неудобных моментов.
Роль женщины
Иудейская женщина может выйти замуж только за иудея, тогда как мужчина может жениться на женщине, исповедующей другую религию. Родство ведется по линии матери, а не отца, так как считается, что женщина, являющаяся женой иудея, – иудейка, а значит, ее дети также иудеи.
Согласно миграционному законодательству Израиля, евреем считается дочь, сын, внуки иудейки, что играет большую роль при получении гражданства. Особое положение женщины в семье, в отличие от норм, наблюдаемых в других религиозно-правовых системах, было установлено еще в глубокой древности. Именно иудейским правом закреплено равноправие мужа и жены. Муж в семье решает внешние проблемы, а жена – внутренние. При этом приданому отводится весьма незначительная роль.
Кашрут
Эта отрасль права описывает особенности потребления в первую очередь пищевых продуктов. Все товары она делит на две группы – кошерные и некошерные, то есть разрешенные и недопустимые. Правила Кашрута предписывают:
- Не смешивать молочные и мясные продукты.
- Употреблять в пищу только те виды животных, что указаны в Библии.
- Мясные продукты должны быть произведены определенным образом, чтобы быть кошерными.
Со временем правила кошерности распространились на другие товары: обувь, одежду, лекарства, предметы личной гигиены, персональные компьютеры, мобильные телефоны.
Праздники и традиции
Иудейские праздники должны соблюдаться в соответствии со строгим регламентом. Особенно это относится к шестому дню недели, единственному выходному – субботе. У евреев она называется «Шаббат». Право иудеев строго предписывает не заниматься никакими видами труда – ни физическим, ни умственным.
Даже пища должна быть приготовлена заранее, ее употребляют, не разогревая. Запрещена любая деятельность, направленная на зарабатывание денег. Этот день должен быть полностью посвящен Богу, исключение делается только для благотворительности.