Приход к власти большевиков и установление советской власти привели к формированию нового правящего класса, получившего название номенклатуры. В СССР господствовала точка зрения, согласно которой новое и первое в мире социалистическое государство должно решительно порвать с традициями имперской России. Это касалось не только общественного строя, образа жизни, культуры, но и системы управления. Появились правительственные органы, названия которых не всегда отвечали их функциям. Например, Центральный исполнительный комитет СССР обладал законодательной властью, в то время как исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров, а впоследствии - Совет министров.
Предпосылки формирования номенклатуры
Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел. В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально голосовали делегаты съездов. Таким образом, номенклатура в СССР - это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.
Для того чтобы понимать, что означал термин "номенклатура" в СССР, необходимо иметь в виду, что уже в первые дни советской власти, в период военного коммунизма, была произведена масштабная национализация средств производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Другой важный процесс - начало сращивания партии с государством, неизбежный в силу того, что другие политические силы были устранены. Воспроизведение номенклатуры осуществлялось не благодаря карьерному росту или эффективной работе на занимаемом посту, а через монопольное право партии на власть.
Начальный этап оформления номенклатуры
Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей. Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг. на чисто партийные должности приходится лишь 1222.
Постановление "О назначениях"
Оно было принято 12 июня 1923 года, и начиная с этого в истории СССР и России номенклатура получает юридически оформленный способ самовоспроизведения. Постановление и его расширенный вариант от 16 ноября 1925 года предусматривали замещение руководящих должностей по спискам. Первый предусматривал назначения, исходящие непосредственно от ЦК, второй же согласовывался с Орграспредотделом. Первый список через некоторое время был расширен категорией выборных должностей, которые утверждались в особо создаваемых комиссиях.
Расширение управленческого аппарата
Советская система управления с самого начала своего существования демонстрировала тенденцию к бюрократизации. Количество и наименования должностей в скором времени начинают увеличиваться, поэтому возникают третьи списки. Номенклатура в истории СССР - это не только партийные функционеры и высшие должностные лица, но и руководители местных отделений, государственных учреждений и общественных организаций.
Разрастание правительственного аппарата было столь стремительным, что уже в 1930 г. Орграспредотдел был разделен на два отделения, первое из которых ведало назначением лишь на партийные должности, а второе отвечало за замещение должностей в системе государственного управления, а также в общественных организациях. Такая система действовала до принятия в 1946 году новых номенклатурных списков. В сталинское время были также предусмотрены проверка качеств партийного работника и экзамены на соответствие занимаемой им должности.
Номенклатура в начале существования СССР
К началу горбачевской перестройки номенклатура в СССР стала привилегированным классом, сосредоточившим в своих руках значительные богатства. Однако в начале существования государства ее положение было менее заметным и в большей степени отвечало представлениям о социалистической форме правления.
Не последнюю роль в этом играла экономическая разруха: партийному дельцу было попросту нечем владеть. Единственное, на что мог рассчитывать функционер в 20-е годы - повышенный паек. Кроме того, был принят закон, устанавливающий максимум заработной платы должностного лица. Логическим следствием революционных идеалов были завышенные требования к имиджу и поведению члена партии. В некоторых случаях угрозы расстрела за нерадение на должности претворялись в жизнь.
Власть на рубеже 20-30-х гг.
Новая экономическая политика позволила стабилизировать положение в стране, а предусмотренное ею разрешение на частную кооперацию привело к росту благосостояния общества. Борьба за власть, начавшаяся после смерти Ленина, осуществлялась во многом аппаратными методами, что не только усилило роль генерального секретаря ЦК ВКП(б), но и его ставленников, то есть партийно-государственной номенклатуры СССР.
Однако этот этап может рассматриваться лишь как стартовый. Еще не исчезли революционные идеалы, многие были воспитаны на классических трудах Маркса и Энгельса и не особенно стремились к повышению личного материального благосостояния. Решительный шаг к этому был сделан со свертыванием нэпа и запуском процесса индустриализации. Это позволило избавиться от карточной системы, и люди, оказавшиеся на вершине власти, озаботились собственными нуждами.
Привилегии номенклатуры при Сталине
Судебные процессы и начинающиеся репрессии требовали ротации должностных лиц. Чтобы повысить заинтересованность рядовых партийцев в получении управленческого поста, вводились гарантии твердого жалования и возможности приобретения необходимых товаров за эти деньги. Поскольку проблема дефицита не была решена окончательно, возникли спецраспределители. Но в сталинское время доступ к ним имели не только партийные функционеры, но и рабочие-ударники.
Помимо этого, при Сталине номенклатура обзавелась новыми квартирами в черте города, получила дачи, но при этом на рост ее благосостояния стоял ряд жестких внутренних ограничений. Часть из них проистекала из прежних революционных идеалов, воспрещающих не только вызывающую роскошь, но и в принципе наличие вещей не первой необходимости. В условиях репрессий, где практически каждый шаг мог быть расценен как вредительство, партийные функционеры предпочитали не искушать судьбу.
Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве
Свертывание репрессий, переход от тоталитарных методов управления к авторитарным и заданный XX съездом КПСС курс на демократизацию позволил высшим должностным лицам не беспокоиться за свой пост, а тем более за жизнь. Определенные в постановлении 1946 года положения о месте и функциях должностных лиц внесли определенность в их статус. Рост влияния номенклатуры стал в хрущевское время таким, что ей удалось сместить в 1964 году самого генерального секретаря.
В материальном же отношении положение номенклатуры улучшилось не так значительно. Обычный функционер этого периода имел право на квартиру, загородный дом, дачу, автомобиль иностранного производства. Кроме того, лица, принадлежащие к номенклатуре в СССР, могли выезжать за границу, а до появления средств домашнего просмотра посещать демонстрации зарубежных фильмов в кинотеатрах. Разумеется, объем этих привилегий разнился в зависимости от положения функционера в системе власти: низовые управленцы о просторных квартирах и элитном отдыхе могли только мечтать.
Численность номенклатуры при Хрущеве
Численность советских должностных лиц в период оттепели резко снижается. В таблице ниже приводится выборка по по номенклатурным спискам в сравнении с показателями 1946 года:
1946 | 1954 | 1956 | 1957 | 1958 |
42000 (100%) | 23576 (56%) | 26210 (62%) | 12645 (30%) | 14342 (34%) |
Причин тому было несколько. Одна из них - репрессии на завершающем этапе сталинского правления. Другая, более значительная, состоит в принятии в июле 1953 года постановления о сокращении численности партийной номенклатуры в СССР для повышения ответственности руководителей в деле подбора кадров. Но такое объяснение было формальным. Истинная же причина такого масштабного сокращения состояла в трудности контроля за номенклатурой и долгим процессом ее формирования.
Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя
Советская система достигла своего апогея именно во время правления Л.И.Брежнева. Но этот же период одновременно являлся эпохой стагнации как в экономике, так и в политической жизни страны. Формирование партийно-государственной номенклатуры в СССР происходит за счет выходцев из крестьянских и рабочих семей. Это отразилось на менталитете правящих элит. С происхождением связывается беспрекословное повиновение приказам сверху, бездействие и перекладывание ответственности.
По образованию тогдашние функционеры были выходцами из технических или сельскохозяйственных вузов или военных училищ. Резко сократилось количество профессиональных юристов, во многом потому что они могли подвергнуть сомнению и критике сложившуюся систему управления. Общность взглядов, образование, исполнение сходных функций и складывание корпоративной этики позволяют говорить об окончательном формировании в СССР номенклатуры как класса. Кроме того, многие должности в системе управления становятся наследственными.
Состав номенклатуры
Говоря о численности советского правящего класса, необходимо учитывать что помимо традиционных номенклатурных списков существовала развитая клиентела. Продвижение по карьерной лестнице сильно зависело от вышестоящих чинов, поэтому реальное количество функционеров официальная статистика не выражает.
Главной характеристикой принадлежности к номенклатуре являлось не наличие материальных ресурсов, а объем имеющейся власти. Основу этого класса составляла правящая элита советского общества. Это ядро не было однородным, а включало в себя три уровня: члены ЦК КПСС, областные функционеры и районные должностные лица. К концу существования СССР стал формироваться четвертый уровень, включающий в себя первичные партийные организации. Таким образом то, что в СССР называли номенклатурой, представляло собой сеть партийных и государственных работников, в которой каждый был связан как со своими клиентами, так и со своими патронами.
Разложение номенклатуры
Отсутствие инициативы, беспрекословное следование приказу и все возрастающий объем привилегий способствовал кризису внутри номенклатуры. Все меньшее значение имела коммунистическая идеология, оказались забытыми революционные идеалы. Высшие должностные лица оказались замешаны в ряде уголовных процессов брежневской эпохи.
При этом правящая верхушка оказалась не способна давать адекватную оценку реальному состоянию дел в стране. С этой точки зрения особенно показательным является начало перестройки: именно с подачи номенклатуры и при ее поддержке была объявлена гласность. Привыкшие к однообразным отчетам функционеры не могли представить, что своими руками дали возможность народу высказать свое недовольство.
Распад СССР
Вслед за гласностью Горбачев инициировал программу обновления кадров. За короткий срок около 80% функционеров были смещены со своих должностей. С этого момента можно говорить о том, что власть в СССР номенклатура утратила. Однако оставались формальности. 15 октября 1989 года было опубликовано постановление ЦК, в котором четко демонстрировалось намерение полностью демонтировать систему комплектования властных органов. Учетно-контрольная номенклатура этим в истории СССР была упразднена. Однако подача кандидатов списками и голосование по ним сохранялось едва ли не до самого конца существования СССР. Лишь в августе 1991 года этот принцип был официально отменен.
Крах номенклатуры был предопределен. Демократизация общества, возникновение плюрализма как в экономической, так и политической сферах положили конец громоздкому механизму партии-государства. Брешь, пробитая в самом центре номенклатурной сети, положила конец правлению партийных функционеров.