Игровые упражнения: виды и примеры, цели и задачи

Игры и игровые упражнения очень важны для ребенка с первых лет жизни. Они нужны для его развития, восприятия внешнего мира. Правильные игры помогают научить малыша думать, рассуждать, различать действия, звуки, цвета, в дальнейшем принимать самостоятельные решения. Игровые упражнения для детей необходимы на каждом этапе развития.

Для самых маленьких

младшая группа

С первых недель жизни для развития зрительного контакта и восприятия рекомендуется делать следующее упражнение. Возьмите яркую игрушку и показывайте ее малышу на расстоянии в 70 сантиметров, пока его взгляд не задержится на ней. Немного покачайте ее влево-вправо, затем перемещайте ближе к ребенку, а потом отдаляйте на расстоянии вытянутой руки. Занятие достаточно проводить по 2-3 минуты два раза в день, можно утром и вечером.

Игровые упражнения, цель которых развить слуховое и двигательное восприятие, вводятся после первого месяца жизни. Для этого вешают над ребенком гирлянду из погремушек так, чтобы он мог достать ее ручками. Для привлечения внимания слегка потеребите ее; так малыш должен заниматься около 7 минут.

Каждые пять дней в течение месяца меняйте игрушки местами. Для развития моторики давайте малышу с третьего месяца жизни в ручки игрушки различной формы, цвета и структуры. Можно еще выкладывать их перед ребенком, когда переворачиваете его на животик, чтобы он видел их перед собой.

Игровые упражнения для детей на развитие речи выполняются также с первых месяцев жизни. Говорите с ребенком, чаще произносите слоги и звуки «агу», «ага», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о» и прочие.

В шесть месяцев можно играть с ним в прятки. Закрыв лицо руками, спрашивать: «где мама?», а потом открывать и говорить: «вот мама!». В книге или среди игрушек называйте животных и произносите характерные для них звуки: "мяу", "гав", "хрю", "пи-пи" и другие. Можно использовать для этого перчатку с игрушками или специальными пальчиковыми куколками.

Младшая группа

В детском саду проводятся дидактические игровые упражнения. Они направлены на выработку умения различать звуки и переключать слуховое внимание.

звуки для малышей

Игра «Что делать?». Для ее проведения детей усаживают в круг и раздают флажки. Воспитатель звенит в бубен, при громком звуке дети машут флажками, при тихом – держат руки на коленях. Педагог должен следить за правильной ровной осанкой и как малыши реагируют на звук, усиливая или ослабляя громкость бубна.

Игра «Что звучит?». Воспитатель демонстрирует детям различные предметы со звуковым сопровождением, вместе с малышами называет их. После педагог прячется за ширму и действует с этими вещами, а по звукам дети должны угадать, что это за предмет. Каждый ребенок учится распознавать звуки, а воспитатель объясняет, что существует очень много звуков в природе, и все они звучат по-разному.

Игра «Лети, бабочка!». Для ее проведения берут ярких бумажных бабочек и подвешивают их на нити так, чтобы они располагались напротив лица ребенка. Воспитатель старается заинтересовать детей словами: «Посмотрите, сколько красивых бабочек! Они словно живые сидят на веточках. Давайте проверим, умеют ли они летать?» и дует на них. Далее предлагает детям подуть на них. Это игровое упражнение в младшей группе помогает выработать длительный ротовой выдох. Воспитателю нужно следить, чтобы дети стояли прямо, не поднимали плечи и делали выдох, не добирая воздуха. Они не должны надувать щеки, выдыхать, чуть выдвинув губы, и дуть десять секунд, иначе при долгом выдохе может закружится голова.

Игра «Съесть конфетку». Для развития артикуляционного аппарата воспитатель предлагает детям изобразить, как они едят конфетку. Показывают, как разворачивают и кушают конфету, причмокивая и облизывая губы. Цель этой игры - разработать язычок, поэтому нужно следить, чтобы дети проводили языком сначала по верхней, а потом по нижней губе, изображая круговые движения.

Игра «Зайка говорит». Цель упражнения - научить правильно произносить слова. Для этого воспитатель берет игрушечного зайца и мешочек с картинками. Зайка как бы достает изображения с животными и называет их неправильно, а дети должны его исправлять. Например: «ишка», «иса», «ошка». Дети говорят: «Мишка", "лиса", "кошка» и так далее. После того, как они исправили зайку, он повторяет за ними с правильным произношением для закрепления результата.

Средняя группа

У детишек средней группы в возрасте 4-5 лет уже лучше развита координация движений, больше понимания и возможностей. Отрабатывать навыки можно подвижными играми и игровыми упражнениями.

Игра «Докати обруч». На разном расстоянии друг от друга ставятся флажки, а детям раздаются обручи. Задача заключается в том, чтобы докатить обруч до флага, не роняя его по пути. На каждом преодоленном этапе выдается картонная звездочка, а по прохождению задания подсчитывается, у кого их больше всех.

Игра «Дальше всех». Детям раздают обручи и по сигналу, стоя на одной распределительной линии, они толкают обручи вперед. На месте их падения каждый ребенок отмечает свою черточку. Побеждает тот, у кого пометка окажется дальше всех.

Игра «Бросай – догоняй». На расстоянии 20-30 сантиметров от земли натягивается веревка, а перед ней через два метра обозначается линия. Дети должны от этой линии из положения лежа кинуть мячик через веревку и догнать его. Побеждает тот, кто первый поднимет мяч. Можно усложнить задание: догнать мяч и вернуться на исходную линию, перепрыгнув по пути через веревку.

игры с мячом

Игра «Брось дальше». От отмеченной линии детям предлагается кинуть мяч, чтобы он улетел дальше всех. Если мячик большой, то кидается он обеими руками из-за головы или от груди, если маленький, то сначала правой рукой, потом левой.

Игра «Скользкий мешочек». В центр ставится стул, вокруг него на расстоянии два с половиной метра выстраиваются дети. Каждому дают завязанный мешочек с песком. Задача состоит в том, чтобы докинуть его до стула так, чтобы мешочек не упал и не соскользнул. Бросать нужно снизу, за каждое попадание начисляется балл. Побеждает тот, у кого больше всего баллов.

Старшая группа

Подвижные игры и игровые упражнения в старшей группе помогают наладить контакт со сверстниками, проявить свои таланты и умения, обучаться и получать хорошее настроение. Дети 6-7 лет уже самостоятельно могут выбрать, как и во что им играть, главная задача воспитателя - направить их в правильное русло и заинтересовать обучающими упражнениями. Двигательная активная деятельность необходима им для поддержания физиологических процессов и улучшения работы внутренних органов в растущем организме. Развитие мелкой моторики влияет на формирование памяти, интеллектуальных способностей и даже речи.

Соревновательные игровые упражнения в подготовительной группе воспитывают дух лидерства, решительность, желание добиваться успеха.

игры с мячиком

Игра «Поймай моль». Воспитатель назначает одного ребенка ведущим – хозяином дома, который будет определять, где сидит моль. Хлопками в ладоши или по определенным предметам он начинает убивать моль, остальные начинают ему помогать, как бы убивая вредителей.

Игра «Платочек» помогает научиться координировать движения и воспитывает целеустремленность ребенка. Дети встают в круг, одному дают платок, и он идет по кругу и отдает его любому другому. Тот, кто получил платочек, бежит, стараясь опередить ведущего, занять его место.

Игра «Весна». Развивает умение сопоставлять речь с двигательной деятельностью. Дети встают в хоровод, идут и поют, сопровождая слова действиями:

Солнышко, золотое донышко (руки замыкают кругом над головой),

Гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут),

Прилетело сто грачей. (Изображают птиц, махая руками).

А сугробы тают (медленно приседают),

А цветочки прорастают. (Поднимаются на носочках и тянутся вверх руками).

Игра «Фигурки». Развивает воображение. Дети разбегаются по комнате и по сигналу воспитателя останавливаются и принимают позу. Ведущий подходит к кому-либо и дотрагивается до ребенка; тот, в свою очередь, начинает показывать, кого он задумал. Все остальные должны угадать.

Игра «Волк и козлята». Посередине площадки рисуется ров из двух линий: с одной стороны - дом козлят, с другой - луг. Выбирается волк, который сидит во рву, остальные – козлята. Они выбегают на импровизированный луг погулять, а по команде воспитателя должны через ров перепрыгнуть в домик. В это время волк, не выходя за линии, пытается их поймать.

Игра «Запрещенное движение». Воспитатель заранее договаривается с детьми, какое движение делать нельзя: например, хлопать в ладоши. Потом включается музыка, и воспитатель с ребятами начинает танцевать, показывая различные движения. В один момент он делает запрещенное движение, если кто повторил, тот должен выполнить задание, например, рассказать стишок или спеть.

Игра «Где мяч». Дети встают в круг, выбирается один ведущий. Воспитатель дает одному из ребят мяч, который он прячет за спиной. Ведущий должен угадать, у кого мяч. Тот, кто попался, меняется с ним местами. Когда воспитатель дает мяч, у ведущего должны быть закрыты глаза.

Игра «Угадай кто». Выбирается ведущий, которому завязывают глаза. Дети берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг него, при этом произнося считалочку:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились,

Ты, Сережа (Маша, Даша или тому подобное), угадай,

Кто позвал тебя, узнай.

Дети останавливаются, а воспитатель показывает на одного из ребят. Тот зовет ведущего по имени. Если ведущий угадал, то меняется с ним местами, если нет, то хоровод начинает идти заново со считалочкой в противоположную сторону. Цель игрового упражнения не только научить распознавать голоса, но и наладить контакт между сверстниками.

Логопедические игры

К сожалению, не всегда детям удается овладеть произношением всех звуков родного языка к моменту зачисления в школу. Для развития правильного фонетического звукопроизношения с дошколятами проводятся специальные упражнения. Сформировавшаяся речь ребенка напрямую влияет на дальнейшее его обучение в школе, поэтому очень важна автоматизация звуков в игровых упражнениях.

игры с кубиками

«Большой и маленький». Ребенку показывают картинки с большими и маленькими предметами, сначала называют их вместе с ним, а потом предлагают ему самому рассказать, что изображено. Например, большой и маленький домик и так далее. Цель задания: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Найди букву». Задание рассчитано на развитие произношения дефектной буквы. Ребенку дается табличка с различными изображениями, он называет их по порядку. Его цель - обвести те картинки, в которых встречается заданная буква: например, р. Тогда ребенок обводит трактор, рыбу, ворону и так далее.

Игра «Кто лишний?». Цель игрового упражнения - развить фонематическое восприятие, логическое мышление. На картинке изображено четыре животных, например: коза, заяц, волк, зебра. Ребенок должен выбрать, кто из них лишний и объяснить почему. Ответ: волк, потому что в нем нет буквы з. И так продолжать с другими картинками.

Игра «Выбери нужное». Направлена также на автоматизацию звука. На картинке изображены различные предметы и один персонаж: например, заяц. Далее ребенок называет все предметы на картинке и выбирает нужные, в которых встречается необходимая буква, например: зайчику нужны забор, замок, зонт и прочее.

Игра «Где звук?». Можно играть с картинками, а можно просто предложить ребенку найти в комнате предметы, в которых встречается заданная буква. Далее с произнесенным словом нужно придумать предложение. Например: найти предмет со звуком [р] - игрушка. "Я пойду на улицу, играть в песочнице и возьму с собой игрушки".

Ранний старт

Начиная с двух лет, ребенка можно начинать приучать к физкультуре. Для укрепления здоровья и навыков маленьких детей рекомендованы следующие виды игровых упражнений.

«Забей гол». Обозначается линия и на расстоянии двух метров устанавливаются дуги, служащие воротами. Ребенок садится на указанное линией место и отталкивает мяч, чтобы тот попал в ворота. Отталкивать можно как одной, так и двумя руками. Каждое попадание нужно радостно отмечать: хлопать в ладоши и говорить «гол!», мотивируя ребенка к дальнейшему успеху. Как только дети освоят попадание в ворота, можно усложнить задание, поставив после ворот кеглю, которую необходимо будет сбить.

Чтобы научить детей прыгать на двух ногах, перепрыгивать через препятствия, слушать и различать сигналы, проводятся следующие игровые физические упражнения. Воспитатель приглашает по одному ребенку и над его головой, на небольшом расстоянии, держит ладонь. Ребенок должен на двух ногах подпрыгнуть так, чтобы ладонь коснулась его головы. Задача воспитателя - объяснить, как правильно прыгать и мягко приземляться. Дети должны быть обуты в легкую обувь, например, в чешки или тапочки. Далее можно положить на пол цветной шнур и предложить детям перепрыгнуть через него.

Ходим и бегаем

Рассмотрим еще несколько развивающих игр из картотеки игровых упражнений, цель которых - научить детей бегать и ходить в небольших группах, в определенных направлениях, друг за другом или врассыпную, развить ловкость в движениях. Такие игры подходят для детей от двух лет. Воспитатель просит одного ребенка принести определенную игрушку, после этого благодарит, и все вместе называют предмет, потом малыш кладет ее на место. Затем взрослый просит следующего ребенка принести другую игрушку и так далее. Игрушки заранее нужно расположить на видном месте, не очень близко друг от друга, чтобы дети не сталкивались.

Игра «Идем в гости». Дети сидят на своих стульчиках, воспитатель говорит им, что все они пойдут сейчас к куклам в гости. Ребята встают со стульев и идут к кукольным домикам. Там они могут поиграть с ними, походить и потанцевать. Потом воспитатель говорит, что уже поздно, и куклам пора спать. Дети возвращаются на свои стульчики. Повторить игру можно несколько раз, так ребята еще и запоминают расположение своих кукол.

Игра «Догони мячик». Воспитатель зазывает к себе группу малышей и раскатывает одновременно несколько мячей в разных направлениях. Дети бегут догонять мячи и приносить их воспитателю. Игру можно повторять несколько раз и выполнять ее с другими предметами: например, обручами.

Игра «Тропинка». Это упражнение хорошо проводить во время прогулки на улице. На асфальте рисуются две параллельные линии на расстоянии 30 сантиметров друг от друга. Это импровизированная тропинка, по которой дети идут за воспитателем друг за другом. Идти нужно осторожно, не заходя за линию, не толкаясь и не обгоняя друг друга.

Развитие связной речи

Чтобы ребенок мог внятно и полно отвечать на вопросы, выражать свои мысли и свободно общаться, важно развить к дошкольному возрасту его связную речь. С формированием речи тесно связано речевое и умственное развитие детей. Нужно уметь сначала представить себе объект рассказа, сформулировать мысль и изложить ее с правильной интонацией. Большую помощь в этом окажут специальные для детей игровые упражнения.

рисующие дети

Игра «Продолжи предложение». Воспитатель предлагает ребенку продолжить начатое им предложение, давая в подсказку наводящие вопросы. Например: "Дети идут…". (куда? зачем?). Для упрощения задания можно начинать выполнять упражнение по картинкам, чтобы было легче описать происходящее.

Игра «Подарок». Воспитатель собирает детей в круг. Показывает коробочку со словами, что в ней лежат подарки, но показывать их друг другу нельзя. Дети по одному подходят к воспитателю и достают из коробочки картинку. Они не показывают ее другим ребятам. Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они узнать, кто какие подарки получил. Далее каждый ребенок начинает описывать, что у него на картинке, не называя предмет, а остальные должны угадать, какой у него подарок.

Игра «Если бы». Воспитатель предлагает детям пофантазировать на разные темы, начиная предложение со слов "если бы". Например: "если бы я был сильным, то…"; "если бы я был волшебником, то…" и тому подобное. Игра развивает воображение и высшие формы мышления, такие как логика, причинно-следственная связь.

воображение детей

Игра «Опиши предмет». У ребенка спрашивают, какой фрукт или ягоду больше всего он любит, и просят описать его качества. Например: "арбуз - он большой, круглый, зеленый, с темными полосками. Внутри у арбуза красная мякоть с черными семечками. Он вкусный и сладкий. В нем много сока".

Игровые упражнения для развития дыхания

Часто для того, чтобы ребенок говорил хорошо и красиво, нужно не только правильно произносить звуки, но и правильно дышать. Дыхательные упражнения развивают легкие, помогают выработать необходимую воздушную силу для произношения тех или иных звуков. Например, для буквы с достаточно спокойного выдоха, а для р - более сильного и интенсивного.

"Пилим дрова". Дети становятся парами друг напротив друга, свою левую ладошку сцепляют с правой и вытягивают руки вперед. Далее инсценируют пиление дров: руки на себя - при этом делают вдох, а когда от себя – выдох.

"Греемся на морозе". Дети изображают, что им холодно. Они вдыхают воздух через нос и плавно выдыхают через рот на «замерзшие» руки, якобы их согревая.

"Шелест листьев". Для этой игры вырезаются листочки из зеленой бумаги и прикрепляются к веточке; нужно, чтобы они задевали друг друга. Воспитатель объявляет, что подул ветер, и дети начинают дуть на листики так, чтобы они зашелестели. Можно регулировать выдох, изображая слабый или сильный ветерок.

Игры для профилактики плоскостопия

Еще одна проблема, часто встречающаяся у детей дошкольного возраста, плоскостопие. Возникнуть оно может вследствие раннего вставания на ножки, неправильно подобранной обуви, осложнений после болезней, недостаточной или избыточной физической нагрузки. Помимо правильной гигиены, рекомендуется проводить игры и игровые упражнения, направленные на профилактику этого заболевания среди дошколят.

профилактика плоскостопия

"Ловим мяч". Перед детьми кладется лист бумаги с изображением мячей и раскидываются крышечки от пластиковых бутылок. Задача ребенка - пальцами ног захватить крышечку и переместить ее на изображение мяча. Повторяется упражнение сначала левой, потом правой ногой.

"Строим башенку". Сомкнутыми ступнями ног нужно захватывать кубики и пробовать собирать башню. Кубики должны быть не очень большие и не слишком маленькие, чтобы ребенок мог легко захватить их.

"Убираем игрушки". Дети должны пальцами ног собрать мелкие игрушки в ящик. Это могут быть фигурки из киндер-сюрприза или другие небольшие фигурки.

"Рисуем другу". Пальцами ног нужно захватить фломастер и также ногами нарисовать рисунок, затем передать его другу. Можно провести задание в группе детей, предлагая рисовать каждому по одной детали: так, совместными усилиями, получится рисунок.

"Передаем палочку". Дети разделяются на две команды. Цель подвижного игрового упражнения - как можно быстрее передавать палочку пальцами ног друг другу, при этом не уронив ее на пол. Если палочка упала, то эстафета начинается с первого участника.

"Лепим снежки". Перед ребятами кладутся обручи и бумажные салфетки. Дети должны пальцами ног смять салфетку в снежок и донести его, зажатого между пальчиками ног, до обруча. Побеждает тот, кто донес больше снежков. Воспитателю нужно следить, чтобы ребята не столкнули друг друга во время соревновательного упражнения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.