Сфера любой научно-исследовательской деятельности берет свои истоки из методологии. Каждое явление в природе, каждый предмет, каждая сущность рассматриваются учеными в разрезе конкретного метода познания определенной субстанции. Ничего не делается голословно, каждое построение теории должно быть обосновано доказательной базой, которая нарабатывается посредством проведения различных методологических исследований. Не обошла стороной данная закономерность и познание психологических процессов. Но на чем основывается характеристика методов, используемых в психологии для изучения тех или иных причинно-следственных связей?
Понятие метода в психологии
Человечество привыкло к тому, что существующие в мире явления объясняются закономерными аргументированными обоснованиями. Дождь идет, потому что испарение воды преобразовывается в тучи. Солнце восходит и заходит, потому что планета оборачивается вокруг своей оси в течение суток. Человек продолжает свой род и способствует деторождению, потому что так заложено природой. Точно так же и в психологии: существует понятие, явление, процесс психологического характера; его существование обусловлено научным аргументированным обоснованием. И каждое такое понятие глубоко и обширно находит свое отражение в различных учебниках и методических пособиях. Но как к этому приходят? На почве каких основных методов и характеристик происходит научно-исследовательский процесс?
Само по себе понятие о методе предполагает использование инструмента, рычага воздействия на тот или иной элемент изучения, в процессе влияния на который делаются определенные научные выводы об истории формирования, применения в жизнедеятельности и функциональной направленности того или иного предмета исследования. Иными словами, характеристика понятия метода включает в себя различные направления способов и путей познания того или иного явления в природе, науке, жизни, психологии. Но в чем заключаются важность и глубина значения существующих в природе методов исследования, применяемых сегодня для выявления природных закономерностей?
Значение методологии в психологии
Чем обосновывается весомость методологического начала в любой научно-исследовательской деятельности, включая и психологию?
Во-первых, значение совокупности существующих методов и общая характеристика отдельно каждого из них в рамках изучения какого-то конкретного объекта находит свое отражение в потребности специалистов-исследователей опираться на какие-либо приемы и средства, которыми можно оперировать в ходе своей экспериментальной деятельности. То есть каждый ученый должен работать на основе такой методологической базы, которая позволит ему получить достоверные сведения и использовать их в дальнейшем для выдвижения конкретных теорий, гипотез и предоставления инструкций рекомендательного характера. Так, например, чтобы определить темперамент человека, психологу необходимо провести наблюдательную деятельность, произвести тестирование в ключе «вопрос-ответ» и на основе этого сделать конкретные выводы о психотипе человека. Методы наблюдения и теста – главные герои сего действия.
Во-вторых, характеристика методов исследования предполагает возможность познавать внутренние психические явления посредством аналитических аспектов влияния внешних факторов на исследуемый объект. То есть, методология выполняет важнейшую роль в порядке регистрации, выявления, фиксации психологических фактов, проведении экспериментов, опытов и использовании их результатов для построения теоретического заключения. Более того, различные методы могут применяться в работе с одним и тем же объектом разработки и приносить плоды удачно проведенного анализа в синтезе разных методик. Так, намного быстрее можно поставить диагноз душевнобольному человеку с психическими расстройствами, применив к нему метод беседы и метод эксперимента одновременно.
Определение методов и характеристика их классификации предусматривают существование четырех основных направлений проведения исследований: организационного, эмпирического, интерпретационного и метода обработки данных. Что обозначает каждое из них по отдельности?
Методы организационного характера
Если говорить об организации исследовательского процесса, то здесь применяются методы конкретного подхода к изучению объекта, которые главным образом делают упор на аспекты организации проводимых исследований. Так, различают три вида организационных методов, общая характеристика которых отражается в следующем:
- метод сравнения – определяется сопоставлением разных групп лиц, над которыми производится аналитическая деятельность, с разграничением их по возрасту, половой принадлежности, роду деятельности и прочим подобным факторам;
- метод комплексности – в разработке участвуют сразу несколько специалистов из разных научных сфер для выведения конкретной теории в ракурсе взгляда с разных источников научного обоснования;
- лонгитюдный метод – обусловлен изучением одной и той же группы лиц на протяжении длительного времени.
Методы эмпирического характера
Если говорить об эмпирических методах, то нужно отметить, что в свой комплекс они включают множество всевозможных подходов к исследовательской деятельности в различной направленности, что дает возможность дать объективную оценку тому или иному процессу или явлению. Как и в любой другой сфере, характеристика методов психологии в ракурсе эмпирических исследований предполагает обязательное применение следующих методик воздействия на объект обследования:
- методы наблюдения;
- методы психологии и диагностики;
- методы моделирования;
- экспериментальные;
- праксиметрические;
- биографические.
Все перечисленные вариации научно-исследовательского процесса направлены на сбор первичной информации, которая в дальнейшем анализируется и предопределяет формирование конкретных выводов.
Методы обработки информации
Говоря о методологии, вытекающей из сбора и обработки полученной на этапе эмпирических исследований информации, можно выделить два главных направления как в психологии, так и в исследовании других наук.
Первое направление – количественное изучение объекта анализа. Характеристика основных методов в этом ключе предопределяется статистическими показателями, на основании которых делаются конкретные выводы о том или ином психологическом процессе – объекте исследования.
Второе направление – качественная сторона медали. Она предполагает выявление особенностей и дифференциации изучаемых материалов по группам и позволяет установить закономерности, которые не видны невооруженному глазу, а скрываются в глубине основных свойств объекта изучения, спрятанных от общего первичного восприятия.
Методы интерпретации
Продолжающая цепная реакция и вытекающая из предыдущей методологии интерпретационная база методов и характеристик аргументационной методологии выступает в роли поясняющей, поскольку ее главная задача – объяснить ту или иную закономерность, выявленную при качественном анализе объекта исследования или при изучении полученной в ходе исследования статистики в цифрах. Сюда относятся методы генетики и структуры.
Генетический метод предусматривает изучение объекта в разрезе его принадлежности к человеку и социуму в общем, а его элементы характеризуют анализ «в глубину». То есть для работы в этом ключе собираются данные по многим направлениям, за основу берутся различные взаимосвязи изучаемого материала с его окружением.
Структурный метод анализирует предмет изучения «в ширину»: на его основании происходит постижение различных классификаций, типологизаций, психологического профиля испытуемого объекта.
Так, краткая характеристика методов исследования в психологии обрисована основными четырьмя направлениями. Но более детального и глубокого рассмотрения требует эмпирическая составляющая, поскольку именно эмпирические методы изучения психологических процессов раскрывают суть испытуемого объекта максимально глубоко и всесторонне.
Неэкспериментальные методы
Характеристика методов исследования, основой которых не является эксперимент, определяет неэкспериментальную методологическую базу в психологии, равно как и в других науках. Данное направление профилируется на нескольких основных методах изучения объектов психологических процессов.
Первый, самый действенный, популярный, удобный и значимый способ освоения и постижения объекта в кругу его взаимосвязей и взаимозависимости с его окружением – это наблюдение. Простота, планомерность, результативность данного способа в достижении конкретных целей позволяет дать характеристику методу наблюдения только в положительном ключе, поскольку это универсальный, целенаправленный и специальным образом организованный путь к сбору необходимой для анализа информации. Это наиболее актуальный на сегодняшний день метод изучения психологии человека, который позволяет выявить необходимые для исследования факторы его существования и жизнедеятельности. К примеру, врач-психолог использует данный способ работы с пациентом, подозреваемым в шизофрении, на основании постепенного планомерного общения с ним с позиции наблюдателя: так, наблюдая за своим подопечным, он выявляет конкретные повадки, манеры, обрывки речи и мысли вслух, произносимые пациентом, для того чтобы сделать определенные выводы о его диагнозе. Так работает наблюдение.
Еще одним довольно эффективным путем к качественному исследованию и выведению достоверного результата является беседа. Характеристика метода и применение его на практике обусловлены, в первую очередь, простотой и доступностью, затратами малого количества времени, возможностью накапливать статистическую информацию и впоследствии применять ее по отношению ко многим другим пациентам. Так, специалист может проводить беседу со своим подопечным, задавая ему перечень всевозможных вопросов. Изо дня в день, работая с такими же пациентами с приблизительно одинаковыми проблемами, врач может обобщить полученную информацию и разработать стандартный вопросник, на основании которого он будет опрашивать всех испытуемых и расшифровывать полученные ответы уже с конкретной убежденностью в своем диагнозе. Подвидами данного эмпирического метода являются интервью, опрос, анкета – в любой форме полученная информация пожинает плоды результативности и эффективности.
Не менее значимый способ познания человека как личности – анализ результатов его творчества. Благодаря ему у врачей-психологов есть возможность опосредованно изучать психологию, настроение, мировоззрение, отношение к окружающему социуму испытуемого, выявляя его черты характера, повадки, стремления и тому подобное. Характеристика метода анализа продуктов деятельности включает в себя работу с рисунками, поделками, аппликациями детей, сознание которых поддается исследованию, а также картин, музыкальных работ, пения душевнобольных пациентов или погибших от суицида людей, мотивы которых должны выявить судебные психологи для вынесения своего врачебного вердикта.
Более обширный в объектном исследовании метод работы имеет название социометрического. В силу того что он непосредственно связан с изучением испытуемого и его сознания в связи с окружающими его людьми, характеристика метода социометрии предопределяет групповое изучение психологом людей. То есть работа специалиста ведется не с одним человеком, а с ним и его окружением – группой приближенных людей (коллег, родственников, друзей, приятелей – тех, кто с ним находится чаще всего).
Психодиагностические
Характеристика методов психодиагностического анализа предполагает эмпирическое изучение объекта исследования посредством тестирования. Тест – одна из наиболее качественных форм эмпирического изучения объекта в лице человека, которая позволяет посредством перечня стандартизированных вопросов с возможными вариантами ответов нарисовать психологу четкую картину насчет пациента по части его психологического состояния, если на это нацелен исследовательский процесс. Многопрофильность метода и характеристика классификации тестов представлена широким спектром всевозможных вопросников:
- свободные – предусматривают вопрос-ответ в рамках возможных самостоятельных ответов испытуемого, то есть это либо вопрос на перечисление перечня правильных ответов, которые человек должен отразить сам, либо тест в качестве предложения с дополнением, либо тест на выявление ошибки;
- структурированные – имеется в виду возможность ответить утвердительно или отрицательно, либо подчеркнуть правильный ответ, или же выбрать лучший ответ;
- шкалированные – представляют возможность выбора ответа из крайности в крайность: всегда, никогда, а между ними – редко, иногда, часто;
- с пробелами – имеется в виду, что в объемном тестовом задании отражается текст, в теле которого присутствует пробел, и нужно этот пробел заполнить единственно верным ответом.
Так, выбирая конкретный вид теста, психолог изначально знает, какая методика исследования индивидуальной личности ему максимально подойдет в том или ином промежутке времени работы с пациентом. Преимуществом тестирования является объективность оценки психологического состояния тестируемого, оперативность в апробации метода на большом количестве разных людей, а также возможность сопоставления данных, полученных разными специалистами от разных пациентов.
Экспериментальные методы
Характеристика методов экспериментальных предполагает, что в ходе их должен лежать какой-либо опыт, на основании которого делаются определенные выводы касательно исследуемого объекта. Эксперимент считается одним из главных методов в психологии современности – это такой способ рассмотрения объекта в кругу его причинно-следственных связей, в ходе которого исследователями создаются необходимые для проявления и измерения конкретных данных условия для установления нужных факторов.
Основными признаками эксперимента считаются следующие:
- возможность многократного применения исследовательских методик при необходимости для проверки выдвинутой гипотезы;
- организация определенной ситуации, в которой проявляется то или иное свойство испытуемого, требуемое к изучению;
- протоколируемость полученных данных в ходе эксперимента с целью фиксации даты, времени, итоговых показателей полученного по окончании проведения опыта результата.
Эксперименты часто проводятся в целях не только исследовательских, но и педагогических. Характеристика методов изучения объекта эксперимента включает в себя четыре возможных вида опытов:
- лабораторный – считается максимально точным, поскольку осуществляется в оборудованном для этого специальном месте при помощи всевозможных приборных конструкций;
- естественный – предполагает изучение объекта исследования в совершенно нормальных и привычных для него условиях существования, с наиболее частым вариантом того, что испытуемый даже не знает о проводимом над ним эксперименте – он просто живет своей жизнью в обычном ритме с обычными признаками своей жизнедеятельности;
- констатирующий – направлен на констатацию конкретного факта или его опровержение по результатам проведения опыта;
- формирующий – предусматривает непосредственное воздействие на жизнь и деятельность испытуемого, присваивая и навязывая ему необходимые для изучения конкретных психологических явлений условия обитания и функционирования.
Методы коррекционного воздействия
Помимо перечисленных методов исследования психологического состояния человека и его взаимосвязи с его окружением, немаловажными считаются методы, которые основываются на конкретных психологических концепциях: оценке, управлении, воспитании.
Характеристика методов воспитания находит свое отражение, в частности, в классическом психоанализе, предполагающем взаимосвязь человека с его прошлым, с детством, с перениманием детских запомнившихся моментов во взрослую реальную жизнь. Так, работая с пациентом, специалист из области психологии воздействует на него в процессе лечения посредством уравновешивания баланса между его нынешним сознанием и нынешней жизнью, постепенно переключая его с обид, проблем, опасностей детства, укоренившихся в памяти пациента, на спокойное мирное существование в теперешней реальной жизни.
Характеристика методов оценки проявляется зачастую в психотерапии поведения. Данный способ воздействия на человека предполагает работу с его фобиями. Так, к примеру, пациент приходит к психологу с жалобой на боязнь темноты. Специалист объективно оценивает общую картину, уровень патологического страха своего пациента и в целях психотерапии организовывает для него ситуации, в которых он будет проходить через свою фобию снова и снова, пока не почувствует угасание очага своих страхов. Вначале врач-психолог будет присутствовать со своим пациентом в обстановке тьмы, затем станет закреплять полученный эффект посредством самостоятельных тренировок обратившегося за помощью человека.
Характеристика методов управления отражается посредством гипноза, аутотренинга и нейролингвистического программирования. Как известно, гипноз строится на погружении человека в легкое бессознательное состояние, ввиду которого специалист может задать ему все волнующие пациента вопросы и получить на них те ответы, которые не искажены лукавостью больного по причине его стеснения или склонности к обману. Задача врача-психолога в данном случае заключается в том, чтобы дать пациенту возможность взглянуть на ситуацию, которую пациент считает проблемой, угнетающей его сознание, в новом свете, в положительном ключе.
Сюда же относится и методика аутотренинга, только она предполагает собственное погружение в себя, в глубину своего сознания с целью подачи себе самому конкретных установок для достижения эффекта самовнушения. Регулярная организация условий, в которых мозг перестраивается на то, что «должно быть лучше», что «все будет хорошо», «я смогу», «я справлюсь», помогает человеку мобилизовать свою энергию в нужное русло и идти по жизни легко и непринужденно. Точно так же и методика программирования: посредством нейрологического воздействия и лингвистических каналов влияния на человека можно задать ему психологическую программу его дальнейших действий. Через восприятие при помощи слуха, зрения, обоняния и языковых элементов происходит проникновение специалистом в сознание своего пациента с целью подачи ему дальнейших установок и устранения беспокоящих его психологических проблем.