В данной статье разберем такое понятие, как ламаизм. Это, во-первых, производная буддизма, которая, однако, привела его к наиболее завершенному облику. Путь истории ламаизма тернист и опасен, но от этого не менее интересен. Само наименование данного религиозного направления происходит от слова, которое обозначает тибетского монаха, – ламу. Этот религиозный термин буквально переводится как «выше нет».
В настоящее время старшие монахи руководят буддистскими организациями и монастырями. Такие люди известны как хамбо-ламы. Данный титул был учрежден в Бурятии в 1764 году. Известно, что в России хамбо-лам можно найти на Алтае.
Теперь непосредственно окунемся в историю ламаизма.
Особенности направления
Своеобразие данного направления в буддизме обеспечивается за счет нижеприведенных факторов.
Предшественником тибетского буддизма была религия под названием бонпо (бон), которая базировалась на обожествлении животных, сил природы и духов. Часть этих культов и обрядов была перенесена тибетскими ламами в рассматриваемое направление.
Тантрическая ваджраяна или алмазная колесница - важный элемент ламаизма, истоки которого восходят к древнейшим культам и обрядам, связанным с плодородием.
Ламаизм – это синтез практически всех основных веяний буддизма, включая различные секты махаяны и хинаяну.
Истоки зарождения
Известно, что издревле религией Непала был буддизм. Во многом этому способствовала деятельность принца Сиддхартхи Гаутамы. Однако на данный момент большая часть жителей Непала причисляет себя к индуизму, и лишь 10 процентов населения являются буддистами.
Под воздействием раннего буддизма и брахманизма возник тантризм, получивший дальнейшее развитие в форме шиваизма (индуизм), а в середине первого тысячелетия нашей эры и в буддизме.
Мандалы – графические изображения Вселенной с многочисленными символами и знаками, появились изначально в буддийском тантризме. Также в данном направлении отмечают появление Калачакры или «колеса времени», в рамках которого звериный цикл (60 лет жизни) является символом кругооборота человека в кармическом мире сансары. Большую роль в тантризме играет проведение грубых магических обрядов, медитации и сексуальной практики.
Исследователи полагают, что ламаизм, в первую очередь, обуславливается откликами тантризма. Родиной ламаизма считается Тибет.
Распространение буддизма
В Тибет буддизм попадает лишь в V веке нашей эры из Индии. Но до самой эпохи правления Сронцзана Гамбо в VII веке его распространение было чрезвычайно скудным. Этот правитель сделал буддизм государственным вероисповеданием в первую очередь по политическим соображениям. Китай и Непал, религией которых на тот момент был буддизм, предоставил тибетскому властителю реликвии и священные тексты буддизма, которые были переданы ему с двумя его женами.
Жаждавший власти Сронцзан изначально вел завоевательную политику, но позднее осознал, что идеологическое оружие куда эффективнее.
Впоследствии правитель и его жены были причислены к божествам и стали объектом всеобщего почитания.
Трудные времена
После смерти царя Сронцзана процесс "буддизации" был приостановлен. Его возрождение относят уже к правлению Тисронга спустя сто лет. Новый правитель, потворствовавший идеям буддизма, построил множество буддистских монастырей и храмов, также отдал приказ перевести на тибетский язык священные книги и перестроил организацию буддийского духовенства. Помимо всех этих славных свершений, он приглашал знатоков буддизма из Индии, которые помогали населению освоить в доступном изложении новую религию.
Тем не менее, спустя некоторое время буддизм был подвергнут гонениям, продолжавшимся вплоть до XXI столетия, когда Тибет посетил Атиша (религиозный деятель из Индии). Благодаря ему появились первые переводы канонических документов буддизма на тибетском языке. Сам Атиша тоже внес свой вклад в становление религиозных учений: написал собственные богословские труды. В 1050 году провел собор тибетской церкви.
Основной задачей Атиши было очистить буддизм от шаманизма, обрядности и демонического культа религии бон.
Благодаря его деятельности организационно-церковные основы буддизма были укреплены в Тибете. Однако еще долгое время длилась борьба между желтошапочниками (сторонниками реформ Атиши) и красношапочниками под предводительством Падмы Самбхавы.
Формирование ламаизма
Лишь в XV, веке благодаря реформам Цзонкабы, тибетский буддизм приобрел окончательную форму ламаизма. Подобно Атише, этот правитель боролся за восстановление норм традиционного буддизма: ввел строгое безбрачие и суровую дисциплину в монастырях, отменил монашеские послабления, за что его учение было прозвано гелукпа, что обозначает «добродетель».
Цзонкаба не собирался полностью отменять тантризм, но попытался ввести его в умеренное русло, оставив лишь символические методы и приемы обретения энергии шакти. Так, тибетские ламы выросли в глазах общества – монашество превратилось в привилегированный слой руководителей-наставников.
Со временем появилось иерархическое устроение церкви. В центре ламаизма стоят два верховных руководителя – панчен-лама и далай-лама. В их руках сосредотачивается вся власть.
Хотя, в принципе, далай-лама – это титул, который был установлен лишь в середине XVI века, а панчен-лама – в середине XVII столетия.
В XVI веке появилась теория о перевоплощении высших представителей буддийской иерархии. Согласно данным постулатам, высшие лица после смерти перевоплощаются в младенца. После того, как умирает очередной глава церкви или государства, по окрестностям раздается клич о поиске хубилгана (воплощенца), который становится сосудом для души умершего.
Если ребенок признает личные вещи умершего, его провозглашают очередным властителем или руководителем церкви. Считалось, что далай-лама – это воплощение бодисатвы Авалокитешвары, а панчен-лама – хубилган будды Амитабы.
Последующим важным событием в ламаизме считается установление теократического государства в Тибете. В середине XVIII века Тибет официально становится независимым теократическим государством, во главе которого стоит руководитель высшей церковной организации.
Китайская революция в середине XX столетия привела к уничтожению в Тибете сотен тысяч монахов и тысяч монастырей ламаизма. Это привело к тому, что Далай-лама XIV с группой в сто тысяч монахов был вынужден покинуть родину и поселиться в Индии в качестве политического эмигранта.
Устройство ламаизма
Основы теории были заложены Цзонкабой, а далее были собраны монахами в сочинение Ганджур, которое представлено в 108 томах. Они включают в себя тибетские переводы трактатов махаяны, хинаяны, ваджраяны, тибетские переводы основных сутр, рассказы, связанные с летописью о жизни Будды, трактаты по медицине, астрологии и так далее.
Священная книга Данджур содержит в себе комментарии к каноническим текстам Ганджура и представляет собой собрание из 225 томов. Получается, что ламаизм включает в себя все наследие буддизма.
В сравнении с классическим буддизмом, космология ламаизма является более обширной и тщательно проработанной.
Во главе космологической системы находится Адибудда – владыка всего сущего, творец всех миров. Его главным атрибутом является шуньята (великая пустота). Именно эта пустота, представляющая собой духовное тело Будды, проникает в материю всего живого.
Всякий человек или животное несет в себе частичку Будды, следовательно, наделены силой для обретения спасения. Иногда такая благодатная частичка может подавляться материей. Степень подавленности одухотворенности в человеке делит людей на 5 разрядов, из которых пятый приближает личность к состоянию бодисатвы. Такое состояние постичь дано далеко не каждому, поэтому основной задачей людей является удачное перерождение.
Предел мечтаний здесь – родиться в стране ламаизма и найти мудрого учителя ламу, который поведет заблудшего по пути спасения.
Этические нормы ламаизма
Религиозное направление отличается строгими этическими нормами существования.
К запретам относятся десять черных грехов:
- прегрешения слова – клевета, ложь, пустословие, злословие;
- прегрешения тела – прелюбодеяние, воровство, убийство;
- прегрешения мысли – злоба, еретические помыслы, зависть.
Взамен нужно придерживаться белых добродетелей, которые включают в себя обет, терпение, медитацию, подаяние, усердие и мудрость.
На пути к спасению…
Чтобы обрести полное спасение, необходимо выполнить ряд задач: соединение с истиной и борьбу со злом, стяжание добродетелей, достижения прозрения, достижения истинной мудрости, достижение цели.
Немногие могли выдержать данные испытания. Но те, кому удавалось преодолеть препятствия, обретали ореол высшей святости и признавались эталоном.
Остальные люди могли лишь ориентироваться на образец богоугодности и пользоваться простыми методами достижения цели, обычно прибегая к мистике или магии.
Как достичь прозрения?
Одним из методов достижения прозрения считалось многократное произнесение имени Будды. Наиболее популярная мантра – «оммане падмехум». Данное словосочетание не переводится, его значение заключатся в прославлении Будды. Произносить мантру нужно гортанными звуками, которые делают взаимодействие человека с Вселенной гармоничным.
Особенности современного ламаизма
Ежедневно в монастырях проводятся три богослужения, которые называются хуралами. Применительно к фазам луны и прочим явлениям природы/общественным событиям проводятся масштабные торжественные хуралы, которые связаны с местными обычаями и праздниками.
Хуралы в честь докшитов (сверхъестественные существа, защищающие веру и противостоящие ее врагам) считаются наиболее значимыми и потому более длительными. Когда в храме осуществляется богослужение, мирянам вход воспрещен. Они могут снаружи послушать храмовую музыку и пение, а также самостоятельно произносить священную мантру за порогом монастыря. Иногда хуралы могут быть проведены по просьбе мирян: в день похорон, дня рождения, свадьбы, во время болезни.
«Книга Радости» далай-ламы. Обретение внутреннего полета
На многие интересующие вас вопросы о жизни с точки зрения двух известнейших религиозных гуру вы можете узнать в «Книге радости» Далай ламы XIV и англиканского архиепископа Десмонда Туту. На протяжении недели собиралась информация, которая должна была послужить неким путеводителем для людей, которые утратили смысл жизни и перестали радоваться каждому прожитому дню. Борьба с негативными установками и духовным застоем приводит к позитивным изменениям в жизни людей, о чем свидетельствуют личные рассказы духовных учителей.