В определении тантрического буддизма состоит пирамида, в основе ее лежит монашеская жизнь, общая для всех форм буддизма. Вершина - это медитация о пустоте, о единстве всех вещей и непостоянстве каждого элемента Вселенной, где вечен только абсолют.
Религия Тибета
Фундаментальное отличие буддизма от остальных религий в том, что это учение о внутреннем мире человека, об уме. Сознание и ум в восточных языках - это синонимы. Состояние неудовлетворенности, страдания или радостного блаженства - это прежде всего состояния ума. Все внешние атрибуты важны, если понимаешь их смысл. В ином случае они просто бесполезны, то есть являются вещами второго порядка. При занятии практиками тантрического буддизма в душе возникают такие состояния как любовь, сострадание и терпение. Жажда - это причина всех негативных эмоций, таких как зависть, гнев, гордость, страх и так далее. Фундаментальной причиной всего этого является неведение, непонимание того, кто ты есть, и чем является этот мир. Буддизм - это не обычная религия. Здесь нет Бога в понимании отдельной сущности, которая создала этот мир. Будда не Бог и не Спаситель. Он не придумал истину, а открыл ее. Будда сравнивал себя с врачом, он говорил, что все люди больны, и у этой болезни есть причина и прогноз - она излечима. А. Г. Фесюна "Тантрический буддизм" - это сборник, где изложены различные эзотерические переводы. А теперь немного об истории.
История тантрического буддизма
Изначально религией в Тибете была Бонская. Люди поклонялись двум Богам, которыми являлись Небо и Земля. Большую роль играли шаманские церемонии и общение с духами. Затем в Тибете начал распространяться буддизм, и две религии слились воедино. Так и появился тибетский буддизм.
Тантризм и чувственность
Тантрический буддизм - это позднее продолжение, эволюция буддизма. Вместо монашеского ухода от мира, вместо отказа от чувств, чувственности и желания, он встал на путь желания и преображения наших повседневных страстей в просвещенное знание. Идея единства мудрости и страсти, тех путей, которые ведут нас к просвещению. Женщина здесь - воплощение изначальной мудрости. Реальность сексуальных практик тантрического буддизма сильно отличается от широко распространенных на Западе представлений о них, которые вошли в моду благодаря последователям тантрического секса. Они не имеют ничего общего с продлением удовольствия. Их главный смысл - достижение состояния, которое выходит за пределы желания и за пределы боли. То есть с помощью тела выйти в те чувственные сферы, которые нам обычно недоступны, и сексуальность, так как она высвобождает огромное количество энергии - главное средство достижения этого состояния.
Характеристики тантрического буддизма
Рассмотрим главные особенности. Сексуальный символизм, йогические практики, пантеон богов, чувственная сфера и тантрические обеты в буддизме - основные характеристики религии Тибета. Исполнение тибетских ритуалов нередко занимает несколько дней и предполагает многочасовое присутствие в храме. Пища и чай разносятся среди монахов при проведении церемонии. Тибетский чай варят с маслом и солью, и одна такая чашка дарит столько энергии, сколько полноценный обед. По мере продвижения в медитации сознание утончается и очищается. Древняя наука визуализации и тантрического божества с его символическими атрибутами плохо соотносится с нашими представлениями об устройстве сознания. Однако ее теоретический и практический аспекты находят подтверждение в современных научных исследованиях в области глубинной психологии. Это техника самопознания и обращения к силам, которые активно присутствуют в нашем подсознании. И, главное, она оказывает непосредственную помощь в поиске освобождения - нирваны.
Медитативные практики
Тибетцы медитируют не с закрытыми глазами, а с открытыми. Они сосредотачивают свой взгляд на кончике носа. Тело должно быть совершенно расслабленным, оно принимает такую позу, которую можно поддерживать в течение нескольких часов, не испытывая напряжения. Некоторые тантрические медитации основаны на визуализации, видениях, для которых не требуются ни наркотики, ни галлюциногенные грибы. Эти медитации длятся по несколько часов, а порой и по несколько дней. Буддисты применяют пояс, чтобы поддержать тело в достаточно удобном положении.
Чакральные центры
Йогины выделяют пять чакр или центров внутри тела: корневой, пупочный, сердечный и горловой, и центр в голове, называемый тысячелепестковым лотосом. Также описываются циркулирующие в теле потоки энергии. Два основных потока проходят вдоль позвоночника. Первый заканчивается в левой ноздре, второй - в правой. Энергия, или прана, которая наполняет жизнью всю Вселенную, входит в тело с воздухом, которым мы дышим, и циркулирует в эти тонких энергетических каналах. Вот почему так важны определенные дыхательные упражнения, а также внимательное осознанное участие в дыхательном процессе, который начинается с первым вдохом ребенка и заканчивается с последним вздохом умирающего человека.
Преобладающая школа тантрического буддизма. Ритуалы
Красношапочники - школа тибетского буддизма, тантрического буддизма и ламаизма. Среди ее последователей - как отшельники, так и практикующие миряне. Эти монахи посвящают себя полностью изучению метафизики долгие годы.
Тантрические ритуалы похожи на драматическое представление, к которому все его участники относятся очень серьезно. Но все эти ритуалы, подчас сбивающие с толку при поверхностном взгляде, предназначены для достижения освобождения от привязанности - главной цели буддизма. Ритаулы могут проводиться для их непосредственных участников. А также для того, чтобы вызволить несчастных злого духа и душу из чистилища. Если ритуал призван безжалостно отделить силы смерти от сил жизни, то должны вселять ужас и декорации, на фоне которых проводится эта хирургическая операция в сфере духовности. В этой драме участвуют три персонажа. Во-первых, жертва - символ привязанности к эго, которая ослепляет нас, не позволяя видеть присущую нам вечную реальность. Во-вторых, Великий разрушитель Махакала, восстающий над останками в нас демонического начала. Он разрушает то, что в любом случае должно быть разрушено. Махакала - ужасающий, возлюбленный, и именно он призывает нас к осознанности. Он пожирает и проглатывает, убивает, чтобы подарить жизнь за пределами рождения и смерти. И, наконец, третий персонаж - ритуальный мастер - тантрический Лама Кьенсарин Паче, который в наши дни в Индии считается одним из величайших мудрецов школы красношапочников.
Йогические практики
Тибетская йога по своему содержанию существенно отличается от индуистской йоги, чьи позы и элементарные дыхательные упражнения описаны в популярных книгах, которые сегодня можно встретить в витрине любой книжной лавки. Однако следует предупредить любителей, что тибетская йога - это не товар, который можно выставить на продажу на мировом рынке новинок духовной индустрии. Можно увидеть лишь несколько упражнений, которые монахи относят к самым простым, и преподают на начальных этапах обучения. Эти позы до недавнего времени держались в строжайшей тайне. Любой, кто попытался бы увидеть их тайком, был бы сурово наказан. Вся телесная йога основана на парадоксе. В попытке преодолеть ограничения физического тела и выйти за его пределы, йогин уделяет телу все свое внимание и усилие, ведь йога - это один из аспектов тантризма. Согласно тантризму ничто абсолютно не должно быть отвергнуто, отброшено или подавлено. Все нужно принять, интегрировать и преобразовать подобно тому, как природа превращает уголь в бриллианты, а алхимики говорят о преобразовании свинца в золото.
В какой бы строжайшей тайне ни хранилась йогическая наука, какой бы героической ни была бы аскетическая жизнь йогина, и какими бы сверхъестественными и чудодейственными ни были бы достигаемые результаты, эти йогины - мудрецы, пребывающие в совершенной гармонии с тем, что влечет за собой повседневная жизнь современного человека. Они свободны и благочестивы, полностью осознают настоящий момент, исполненный спокойствия, радости, доброты и сострадания. Они свободны даже от малых отзвуков прошлого как на уровне сознательном, так и бессознательном. Свободны они и от малейших забот о будущем. Сила для тибетских мудрецов всегда сопряжена со состраданием. Это не та любовь, что основана на эмоциональном импульсе и способна превратиться в свою противоположность, породив эгоизм, зависть, ненависть и отчаяние. Это другая любовь, ее корни - в постижении единства всех существ.