Художник Верне Клод Жозеф родился в творческой семье: и отец, и его дед посвятили свои жизни живописи. В отличие от многих других представителей профессии, Клод стал знаменитым еще при жизни. Его морские пейзажи были тепло восприняты российским императором Павлом I, а Людовик XV заказал целую серию полотен, посвященных французским морским портам. При жизни автора его картины украшали дворцы по всей Европе, а сегодня они висят во всех крупнейших музеях.
Детство и юность
Художник Верне Клод Жозеф родился во французском городке Авиньоне 14 августа 1714 года. Хотя родители не были богаты, отец мальчика много времени посвятил его образованию, в частности развитию художественного таланта. Когда Клод подрос, его отправили в Италию, чтобы учиться у лучших мастеров той эпохи. Большинство его сверстников из небогатых семей были вынуждены несколько лет ожидать получения академической премии, чтобы оплатить обучение, но Клоду Верне повезло больше других. Его образование оплатили богатые друзья семьи, которые восхищались творчеством его отца и деда.
Жизнь в Италии
Благодаря своим покровителям Верне получил возможность учиться у величайших мастеров: Паннини, Манглара, Локателли. Юноша много писал с натуры, изображая речные берега и морские пейзажи. Этому занятию он посвятил девятнадцать долгих лет. В данный период жизни им были написаны великолепные полотна, которые в настоящее время хранятся в музеях: "Вилла Лудовизи" - Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга, "Вилла Памфили" - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, "Понте Ротто", "Вид моста и замка Святого Ангела" - Парижский Лувр.
В ранних картинах художника Верне проявилась тонкая наблюдательность, искусная передача света и тени, великолепная реалистичность, нетипичная для прочих живописцев этой эпохи. Современники предпочитали более декоративное, приукрашенное изображение пейзажей. Благодаря необычайному мастерству, Клод Жозеф стал знаменит на родине еще до возвращения из Италии и продолжал пользоваться неизменной популярностью до самой смерти.
Возвращение в Париж
В 1753 художник Клод Верне вернулся в Париж. Здесь он получил почетное звание академика и по заказу французского короля Людовика XV создал одну из своих наиболее знаменитых серий - порты Франции. Пятнадцать полотен с изображением Марселя, Ла Рошели, Тулона и других городов на сегодняшний день принадлежат Лувру, но физически находятся в Морском музее в Париже. Сначала во время работы над картинами Клод Жозеф отправлялся в город, который писал, и создавал восхитительные этюды с натуры, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Существует мнение, что все этюды (либо часть из них) находятся в частных коллекциях и скрыты от посторонних глаз.
Со временем Верне стал получать такое огромное количество заказов, что на поездки не оставалось времени. Знаменитый французский писатель, философ-просвятитель и драматург Дени Дидро, написавший книгу "Салоны", так высказался о Клоде в 1759: "Вижу целую серию картин Верне, часть из них срисованы с натуры, другая часть является плодом воображения, но каждая из них написана пылко, вдохновенно, с необыкновенным мастерством. Этот автор обладает поразительной легкостью".
Стиль и тематика
Излюбленной темой творчества художника Клода Верне являются пейзажи и морские виды. Именно благодаря искусному изображению морских бурь слава живописца гремела на всю Европу. Художники того времени редко писали что-либо на свое усмотрение, большая часть полотен создавалась под заказ. Когда заказчиков стало слишком много, Верне перестал выезжать из Парижа и полностью сосредоточился на воображении. Он работал, полагаясь исключительно на память, а также используя собственные готовые эскизы отдельных деталей. С некоторых пор, изображая сцены кораблекрушений, автор увлекся яркими драматическими эффектами, принеся в жертву тонкий и неповторимый колорит, свойственный ранним трудам. Но Клод Верне сыграл важную роль в развитии европейского пейзажизма и романтизма.
Особенности техники
Рисование маслом эскизов с натуры сыграло ключевую роль в становлении живописи 18-19 веков. Многие художники Европы переняли такую манеру, но все же этот прием оставался типично французским. Набросок маслом являлся самостоятельным полотном, позже скопированным на холст большего размера и дополненным новыми деталями. В результате картина получалась необычайно реалистичной, живой и динамичной, а сцены бурь и кораблекрушений заключали в себе яркую эмоцию и драму. Даже после того, как Верне стал рисовать по памяти, он сохранил небывалую легкость письма, усвоенную в юные годы.
Художник Верне Клод Жозеф умер 3 декабря 1789. Его сын Антуан и внук Орас продолжили семейную традицию и тоже посвятили себя живописи. Художественная династия продолжила свое существование, а творческое наследие Клода Жозефа живет по сей день.