Сегодня будем говорить о детях-кинестетиках, которые воспринимают действительность не только посредством осязания и обоняния. Главное для них – прикоснуться и почувствовать изучаемый предмет. Именно через ощущения-осязания они могут знакомиться с внешним миром. Также узнаем, как их воспитывать.
Как они выглядят?
Будем разбираться, кто такие кинестетики. Их можно легко распознать по внешним чертам. Итак, характеризуются:
- Отвлеченностью во взгляде. При беседе никогда не смотрят оппоненту в глаза, причем всячески избегают взгляда даже при важном диалоге и общении с близкими людьми. Достаточно будет прикоснуться к собеседнику, дружески похлопать по плечу.
- Привязкой к старому гардеробу. Кинестетики годами могут носить вещи и при этом чувствуют себя достаточно комфортно, их не смущает неопрятный внешний вид стоптанной обуви и образ в целом. Нет, от них вкусно пахнет, но их любовь к старым вещам портит о них все впечатление.
- Непроизвольным движением рук. Они постоянно крутят в руках какие-либо вещи либо поглаживают поверхность приглянувшегося предмета. А при беседе обязательно осуществляют тактильный контакт, к примеру, похлопывание по руке и поддерживание локтя.
- Наличием мимических морщинок, особенно носогубных. Потому что, выказывая недовольство, они не кричат, а гримасничают.
Благодаря этим характеристикам мы начинаем немного понимать, кто такой кинестетик.
Рассмотрим присущие им качества
Есть некоторые особенности, их отличающие. Это:
- Поспешность принятия решения. Он готов к тому, что работу придется переделать, но не станет анализировать и прогнозировать перспективы.
- Спокойствие. Кинестетики неагрессивны, как правило, и благодаря хорошей интуиции чувствуют таких людей и стараются избегать с ними общения.
- Неразговорчивость. Это качество часто путают с застенчивостью. Просто они неярки в общении по сравнению с разговорчивыми аудиалами, которые познают мир посредством звуков.
- Меланхоличная черта характера. Их восприятие зачастую зависит от внешних факторов. Они прагматики, но, несмотря на это, все же замыкаются, при этом никого не замечая вокруг себя.
- Консервативность. Настороженно относятся ко всему неизведанному и новому. Новаторы и бунтари являются большой редкостью среди них.
Таким образом, кинестетик – это человек, который нуждается в том, чтобы его окружали надежные и верные люди. Он отличается покладистым, сдержанным характером. А теперь поговорим о детях-кинестетиках.
Что они собой представляют?
Итак, кинестетик – это человек, который воспринимает новые данные посредством органов зрения и слуха через движения. Малыши-кинестетики очень подвижны, рано делают первые шаги, у них хорошо развита моторика рук. Поэтому обожают шустрые игры. Они не могут долго находиться в состоянии покоя и заниматься монотонной работой. Любят все познавать на ощупь.
Дети-кинестетики – практики. Поэтому объяснять материал им необходимо медленно, простыми словами, используя картинки с жестами и прикосновениями, без них никак. В этом и есть единственная трудность. Необходимо набраться терпения, повторять информацию придется очень много раз, при этом постоянно поглаживая и заключая в объятия ребенка. Можно нашептать материал для запоминания на ушко, потому что, говоря, вы будет прикасаться к нему.
Такие детки тяжело переживают стресс, они глубоко погружаются в себя. Поэтому необходимо больше разговаривать с ними, интересоваться душевным состоянием. Теперь становится немного понятным, как определить детей-кинестетиков. Идем дальше.
Как узнать, кто ваше дитя?
Предложим тест для детей: «Аудиал, визуал или кинестетик». Существует три способа восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (посредством прикосновений). Итак, читая анкету, отмечайте характерные вашему ребенку особенности. В конце суммируйте результаты по всем типам, и где больше будет набрано баллов, к тому типу и относится ваше чадо. Кинестетик-тест:
1. При общении ребенок…
Визуал:
- Применяет простейшие словесные формы.
- Говорит, произнося с ошибками отдельные слова и звуки.
- Опускает предлоги и наречия.
Аудиал:
- Применяет сложные обороты речи.
- Произносит предложения правильно.
- Скрупулезно повествует продуманный текст.
Кинестетик:
- Трудно изъясняется.
- Объясняется простыми неправильными предложениями.
- Старается не рассказать, а изобразить.
2. Играя ребенок…
Визуал:
- Выбирает кроссворды, ребусы и настольные игры.
- Обожает компьютерные игры и с калькулятором.
- Посредством наблюдения познает новое.
Аудиал:
- Обожает прослушивать информацию в записи.
- Предпочитает игры, где необходимо фантазировать и читать книги.
- Изучая руководства и правила, самосовершенствуется.
Кинестетик:
- Выбирает игры на улице.
- Предпочитает бассейн, горки и каток.
- Все игрушки будут задействованы.
3. Когда ребенок в процессе любой деятельности…
Визуал:
- Выводит буквы старательно.
- Поделки получаются идеально красивыми.
- Без труда вырезает, склеивает детали и раскрашивает.
Аудиал:
- Пишет неплохо.
- Работая, бормочет себе под нос.
- Поделки выходят в целом аккуратными.
Кинестетик:
- Пишет с трудом.
- Письмо выходит некрасивым.
- Поделки выглядят неопрятными.
4. Когда ребенок начинает двигаться…
Визуал:
- Предпочитает настольные игры, прогулке.
- Выбирает бадминтон, потому что неплохо получается;
- Нравятся игры со строгими правилами.
Аудиал:
- Играя, больше болтает.
- Выбирает речевые игры.
- Занимаясь чем-либо, разговаривает сам с собой.
Кинестетик:
- В приоритете игры на улице.
- Демонстрирует отличную координацию.
- Постоянно в движении.
5. Когда чадо оказывается в кругу других детей, то…
Визуал:
- Все равно ощущает одиночество.
- Прежде чем начать играть, смотрит за другими.
- Тяжело адаптируется в новом социуме.
Аудиал:
- Просто расплывается в улыбке, счастлив.
- На занятиях, к примеру, очень много болтает, тем самым мешает сверстникам.
- Имеет привычку отвечать за других, этим ведет себя несколько вызывающе.
Кинестетик:
- В коллектив вливается легко, но слишком болтлив.
- Вводит одноклассников в смуту, поскольку мешает им.
- Обожает баловаться.
6. Когда ребенок пребывает в состоянии тревожности…
Визуал:
- Практически неэмоционален.
- Начинает тревожиться, потому что чувствует это от других.
Аудиал:
- Спокойно делится своими ощущениями.
- Отстаивает свое эмоциональное состояние, даже идя на конфронтацию.
Кинестетик:
- Легко расстроить.
- Когда привлекают к порядку, реагирует грозно, причем без стеснений и угрызений совести.
7. В процессе обучения ребенок…
Визуал:
- Способен воспроизводить информацию по памяти.
- Вспоминает показанное.
Аудиал:
- Лучше запоминает, заучивая наизусть.
- Знает звуки, отвечающие буквам алфавита.
Кинестетик:
- Трудно запоминает информацию.
- Быстро переключает внимание.
8. Когда ребенок находится в школьном классе …
Визуал:
- Тщательно следит за своим внешним видом.
- Содержит в полном порядке рабочую зону.
- В свободное время самосовершенствуется.
- Медленно адаптируется в новой обстановке.
Аудиал:
- Внешний вид нельзя назвать аккуратным, но и неряшливым тоже.
- Нужно постоянно напоминать убрать за собой рабочую зону.
- Податливый, кроткий, внимательный.
- Первый говорун в диалогах, часто сообщает педагогу о чьем-то плохом поведении.
Кинестетик:
- Совершенно не заботится об опрятности внешнего вида и часто бывает неряшливым.
- Трудится в абсолютном беспорядке, за несколько минут может все перевернуть на рабочем месте.
- Играя, очень активен.
- Если заставили сидеть на стуле, дергается и строит рожицы.
Плюс к этому любит играть в театральных сценках и лучше запоминает действия, чем слова. Итак, мы рассмотрели небольшую характеристику детей-кинестетиков, идем дальше.
Все это можно использовать в обучении
Делать это следует следующим образом:
- Запомнить материал легче, если наложить его на движения. Вспомните детскую считалку-разминку: «Мы писали, мы писали…»
- Давайте ребенку возможность передохнуть, чтобы он мог побегать, попрыгать, сделать зарядку.
- Используйте для наглядности предметы, которые можно пощупать.
- Больше прогуливайтесь на свежем воздухе за городом.
- Скоординируйте процесс обучения с ролевыми играми.
Занимаясь физкультурой, делая упражнения, проговаривайте вслух словами все движения.
Как правильно преподать информацию?
Итак, ваш ребенок кинестетик, как воспитывать и обучать его? Дадим несколько рекомендаций:
- Прописывайте буквы не только на бумаге. Используйте другие поверхности, к примеру, можно выводить слова на лоскутке ткани, бархате, стекле, доске и так далее.
- Пользуйтесь трафаретами.
- Лепите буквы и цифры из пластилина, можно применить тесто и даже глину; вырезайте их ножницами.
Объясняя ребенку материал, не скупитесь на жесты. Демонстрируйте его посредством картинок. Ни в коем случае не кричите на ребенка, он замкнется в себе.
Используйте мышечную память
То есть необходимо зарифмовать материал и произнести его, одновременно совершая какие-нибудь движения. Повторить несколько раз. Данная техника сразу выполняет не одну полезную функцию: малыш отдыхает, расслабляется и при этом запоминает информацию.
При обучении точным дисциплинам
Инструментом, посредством которого дети-кинестетики познают действительность, является тело. А двигательная активность выступает главным способом восприятия. Чтобы освоить информацию, им необходимо повторить ее, жестикулируя. Тяжелый учебный материал легче запомнить посредством конспектирования.
Ученикам-кинестетикам невероятно сложно сидеть и слушать сухой рассказ преподавателя. Учитель их может заинтересовать заданиями на исследования, задачами с четким алгоритмом действий, решения в которых можно найти несколькими способами.
И еще рекомендации напоследок
Ребенок-кинестетик информацию лучше усваивает с вещами разного дизайна. Слова запоминаются лучше при тактильном контакте с изучаемым объектом или предметом, а стихотворение - в движении.
Не запрещайте трогать предметы, разрешите прикоснуться, почувствовать его. Чаще обнимайте, хвалите, целуйте своего ребенка. Тактильный контакт для него играет первостепенную роль.
Вывод
Теперь мы знаем, как воспитать ребенка-кинестетика. Главное, не забывайте, что только посредством активного участия в жизни ребенка вам удастся распознать его тип личности, подружиться, добиться доверия и расположения, а также помочь в социализации, освоении навыков, получении опыта и знаний, которые пригодятся ему в будущем и станут надежной и фундаментальной отправной точкой для великих свершений.