С названием Диксон связаны два земных местечка, совершенно противоположных по своим климатическим условиям. Это самое северное в России городское поселение, расположенное на маленьком островке с одноименным названием, и великолепный город-курорт в солнечной Малайзии. Больше нет ничего общего между ними, если не считать то, что в обоих них находятся морские порты.
В статье представлена информация о российском поселке и морском порте Диксон.
Остров Диксон
Это скалистый островок, расположенный на северо-восточной территории Енисейского залива (Карское море) у выхода в Ледовитый океан Енисейской губы. Это место находится примерно в 1500 метрах от материка (Северный Морской путь). От Северного полюса до него всего лишь два часа полета на самолете.
Площадь острова составляет приблизительно 25 квадратных километров. Средняя высота рельефа равна 26 метрам, по максимуму она достигает до 48 метров. Главным образом поверхность его сложена диабазовыми отложениями.
В XVII-XVIII веках остров имел названия Долгий и Кузькин (в честь имени русского помора, который открыл его). В 1875 году шведским мореплавателем А.Э. Норденшельдом, посетившим бухту и остров, он был переименован в честь О. Диксона – купца, субсидировавшего эту экспедицию.
Официальное название бухта и остров получили в 1884 году. А первая в Арктике радиостанция была на нем построена в 1915 году.
Это была краткая предыстория возникновения в этих местах порта Диксон.
Поселок Диксон
Это районный центр Таймырского округа, расположенный в 685 километрах от поселка Дудинки в северном направлении. Находится он на одноименном скалистом острове.
Район Диксона представляет собой арктическую пустыню с достаточно суровым климатом (расположение – на многолетней мерзлоте, за Северным полярным кругом). Средние январские температуры – от -25 °С до -28 °С, а июльские – 3-8 °C. В год здесь выпадает 250 мм осадков. Численность населения поселка – более 4 тысяч человек (по данным 1991 года).
В связи с началом строительства порта в 1934 году возник поселок и на материковой части, а в 1957 году эти два населенных пункта были объединены в административном плане.
Поселок имеет свой аэропорт, Управление гидрометеорологии, комбинат «Диксонстрой», гидрографическую базу, геологоразведочную экспедицию, рыбозавод и пр. Здесь имеется даже Картинная галерея, а также памятники Н. А. Бегичеву (исследователю Таймыра) и П. Тессему (погибшему в Арктике норвежскому моряку – участнику экспедиции 1918 года под руководством Р. Амундсена). Есть место памяти и погибшим в 1942 году в бою с немецким линкором «Адмирал Шеер» морякам Северного флота.
Морской порт
Диксон (Россия) – арктический морской порт. Расположен он на территории Красноярского края в поселке Диксон.
Его годовой грузооборот составляет около 12 тыс. тонн, пропускная способность - 200 тысяч тонн: 50 000 тонн генеральных грузов, 150 тысяч тонн навалочных. Навигация здесь при необходимости круглогодичная с ледокольным сопровождением. Всего в порту 8 действующих причалов. Ближайшим портом является Дудинка. Имеется на территории крытый склад для хранения грузов. Его площадь – 10 000 квадратных метров. Также есть и открытый склад (4 000 кв. м). В порту работают по 3 крана гусеничных и портальных, 1 автокран колесный и 4 автопогрузчика.
Использовался и используется порт Диксон для обеспечения жизнедеятельности поселка, полярных станций, военных объектов, арктических экспедиций, а также для гидрографического и гидрометеорологического обслуживания трассы Севморпути.
Основной грузопоток к этому порту совершается из Дудинки по Енисейскому заливу. Кроме того, возможен водный путь по р. Пясина до небольшого порто-пункта Валек, расположенного на территории округа города Норильск, но он сегодня практически не используется.
В летний период порт Диксон регулярно осуществляет пассажирские перевозки между материковой и островной частями поселка. Для этого предназначен катер "Станислав Гуменюк".
Краткая история создания порта
Возведение поселка вместе с портом Диксон началось в июле 1934 года строителями, прибывшими из Архангельска и Игарки (145 человек). Первые причалы на острове Конус были сооружены в 1936 году, и они в первую свою навигацию приняли 3 000 тонны угля. На каменном основании в 1939 году было начато строительство главного причала, сданного в эксплуатацию в 1941 году. Однако в 1942 году немецким крейсером были обстреляны и разрушены угольные причалы, которые в 1958 году были реконструированы.
К середине 70-х годов XX столетия были сооружены новое здание управления, склады с овощехранилищем и жилой дом.
В настоящее время часть старых зданий порта не используется, в связи с сильным износом и находится в консервации, а некоторые из них просто заброшены.
Летом период навигации в порту длится с июня по сентябрь (иногда октябрь). Зимой, как отмечалось выше, навигация может быть круглогодичной с проводкой судов ледокольным флотом.
В заключение о городе Порт Диксон Малайзии
Есть в южной стране замечательный город-курорт, являющийся прекрасным райским местом для пляжного отдыха.
Находится он на побережье Малаккского пролива (место соединения Тихого океана с Индийским). Это самый молодой курорт в Малайзии.
Раньше в Порт Диксоне добывали нефть и уголь, но после строительства железной дороги и морского порта, в нем активно стала развиваться коммерческая и туристическая деятельности. Довольно быстро вдоль побережья стали возникать гостиницы и благоустроенные отели. Благодаря теплому климату, наличию песчаных пляжей и спокойному морю, город на протяжении 20 лет переживает курортный бум. Число желающих попасть в Порт Диксон Малайзии, по сравнению с российским поселком Диксон, растет с каждым годом.