Клоунада зародилась еще в далекие Средние века, когда между номерами бродячим циркам требовалось заполнить свободный промежуток. С этой целью использовались клоуны, забавные шуты, которые поднимали зрителям настроение своими шутками, а также акробатическими, жонглерскими и прочими трюками. Сейчас клоунада – это полноценное ответвление в цирковом жанре. Нередко клоуны выступают на эстраде с отдельными номерами.
Какой бывает клоунада?
В основном клоуны выходят на арену цирка все так же между основными номерами и заполняют своим выступлением время, нужное для того чтобы убрать со сцены (арены) реквизит от прошлого номера и подготовить реквизит к следующему. Но клоунада в некоторых цирках имеет такой размах и может похвастать такими мастерами рассмешить людей, что многие, порой, идут в цирк только для того, чтобы посмеяться над клоунами и их проделками.
Клоуны бывают разных видов. Сейчас в цирке можно увидеть:
- Буффонных клоунов, играющих на резком преувеличении каких-то черт характера, отдельных черт внешности, чувств.
- Музыкальных клоунов, создающих репризы на основе игры на разного рода музыкальных инструментах и пении.
- Коверных клоунов, могущих сочетать в себе различные жанры клоунады.
- Клоунов-дрессировщиков, строящих свои номера на участии в них дрессированных животных и птиц.
- Клоунов сатириков, строящих из себя нескладных и неказистых неумех и несмышленышей, заставляющих смеяться публику именно за счет несуразности в своем поведении.
- Клоунов-мимов, отлично владеющих искусством работать с, как бы не видимыми публике неодушевленными предметами.
Где и как используются клоуны кроме цирка и их основная особенность
Клоунада — это не только искусство заполнять и веселить зрителей во время цирковых реприз. Очень часто клоунов приглашают и для участия в прочих юмористических шоу. Примером может являться тот же Александр Морозов (клоун Итак) из всем известного «Петросян-шоу» (нынешнее «Кривое зеркало»). Многие клоуны отдельно исполняют свои номера в каких-то выступлениях.
Основным их отличием от прочих сатириков и юмористов является грим, нанесенный на лицо таким образом, чтобы гротескно подчеркнуть либо мимику, либо какие-то черты лица. То же самое можно сказать и об их костюмах. У каждого клоуна – свой наряд и своя, так сказать, «боевая раскраска», но, вне зависимости от репризы, они всегда выходят на арену в неизменном своем амплуа.
Исключения
Многие клоуны и вовсе не используют грим. Например, всеми известный Роуэн Аткинсон (Мистер Бин) считает, что обладает таким лицом и мимикой, что и без «гротескного усиления» может так завернуть свою мимику, что грим ему только мешать будет. И это, безусловно, правда. Между тем Аткинсон является настоящим клоуном и мастером своего дела, причем в цирке он никогда не работал. Да, его принято считать комическим актером, но для простого обывателя все его кривляния это самая настоящая клоунада, в которой он так поднаторел, что стал непревзойденным мастером своего дела. Порой кажется, что вся его жизнь есть не что иное, как нескончаемый цирк клоунады.
Мэтры клоунады
Но если клоунада, значение которой записано в Википедии как «цирковой жанр, состоящий из комических сценок, исполняемых клоунами, привносящими в них приемы буффонады и эксцентрики», это всего лишь ответвление театрального или циркового искусства, то для множества мастеров это было больше, чем просто «цирковой жанр». Среди них такие выдающиеся личности, как Марсель Марсо – знаменитый некогда на весь мир клоун Бип, Олег Попов, более известный в нашей стране как «Солнечный клоун», Константин Бергман, не зацикливавшийся на каком-то одном амплуа и был одновременно хорош во всех, Шарль Веттах, более известный, как клоун Грок, знаменитый лицедей Слава Полунин и, конечно же, один из самых известных в нашей стране мэтров – Юрий Никулин. Каждый из них мог бы сказать, что клоунада – это гораздо большее, чем просто искусство. Для них это был сам смысл жизни.
Образ клоуна в современном жанре «Хоррор»
Но не секрет, что клоун также быстро может и напугать человека, сколь и рассмешить. Многим людям очень жутко чувствовать себя рядом с человеком, под гримом которого совершенно невозможно угадать выражение его лица и мимику.
В ужастиках клоунада – это словно отдельный жанр в ответвлении киноиндустрии. Сколько ужастиков с клоунами уже есть на счету Голливуда? Не счесть. Особенно возросло количество «боящихся клоунов» (по научному боязнь клоунов называется коулрофобией) после написания Стивеном Кингом своего двухтомного блокбастера под названием «Оно», где какое-то архаичное и ужасное существо под видом клоуна воровало ребятишек в городке Дерри, штат Мэн. Поэтому теперь клоуны, увы, воспринимаются простым обывателем уже не с таким оптимизмом, как ранее.
Но нам-то чего бояться? Или, все же, есть чего?..