Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника в домашних условиях

Интеллект (от лат. intellectus – "понимание", "рассудок") складывается из комплекса мыслительных способностей к познанию: восприятия, мышления, внимания, памяти. Они составляют его сущность. Именно над ними работают, когда ставят целью развитие интеллектуальных способностей. Лучший возраст для активизации интеллекта в домашней среде – младший школьный. В 6–10 лет все психические процессы интенсивно развиваются.

Лучший возраст для активизации интеллекта в домашней среде – младший школьный

Для развития и закрепления навыков мыслительной деятельности есть много интересных заданий и упражнений, которые помогут родителям развивать в своих детях способность логически мыслить, быстро запоминать, быть внимательными. Предлагаем некоторые.

Развитие памяти

Развитие зрительной памяти

  1. Положите перед ребенком в ряд 5–7 цветных кубиков. Задание: запомни цвета и их последовательность. Через 30 сек. прикройте кубики, попросите изобразить последовательность цветов фломастерами на листе бумаги.
  2. Подберите рисунок со множеством небольших деталей. Дайте 30–40 сек. для разглядывания. Закройте. Задание: подробно расскажи, что нарисовано на картинке.

Развитие слуховой памяти

Подготовьте список из 10 пар слов, связанных по смыслу: лыжи – зима, самолет – путешествие и пр. Зачитайте их ребенку. Затем называйте одно слово из пары, второе должен назвать он.

Развитие памяти с использованием ассоциаций

  1. Положите 20 карточек с изображениями предметов. Приготовьте 8–10 слов. Читайте их с паузами. Предварительно попросите ребенка выбирать и откладывать в сторону карточку, которая поможет запомнить слово. В конце попросите назвать слова с опорой на карточки-подсказки.
  2. Подберите 5–6 слов. Попросите ребенка придумать к каждому слова-ассоциации. Например, для слова "лето" – каникулы, жара, пляж.

Развитие памяти и мышления

Приготовьте список из пар слов, не соединенных смыслом (машина – небо). Предложите придумать картинку, где оба слова-предмета объединятся. Хорошо, если это будут фантастические образы.

Развитие внимания

  1. Подготовьте рисунок с запутанными линиями. Вдоль одного края страницы указаны номера линий, вдоль другого – пустые окошки. Каждая линия берет свое начало слева, а заканчивается справа. Задача: проследить каждую линию и в ту клетку, где она заканчивается, записать ее номер. Начинаем с первой линии, затем переходим ко второй, и так нужно проследить все линии. Важно, чтобы ребенок выполнял это упражнение только взглядом, без использования пальца или карандаша.
  2. Предложите рассмотреть парные картинки, найти в них указанное количество различий.
  3. Во время чтения договоритесь с ребенком, что он должен подать знак, когда услышит в тексте условную фразу. В качестве такой фразы вы выбираете предложение или слова из читаемого текста.

Развитие мышления

  1. Предложите ребенку 4–5 слов, не связанных по смыслу (карандаш, цветок, конфета, шампунь, книга). Задание: подбери ассоциации, которые свяжут все слова, составь предложения. Должен получиться небольшой рассказ.
  2. Предложите ряд слов, объединенных формальным признаком, например: попугай, туман, порт, паспорт (лишнее слово на букву "Т"); листок, ветер, лилипут, минута (в одном слове вторая буква "Е"). Упражнение развивает умение находить нестандартные решения.
  3. Дайте 3 слова, два из них связаны логически. Задание: по этой же логике подбери пару к слову: вторник – среда, март – ... (апрель); нос – обоняние, ухо – ... (слух), астра – цветок, диван – ... (мебель).
  4. Дайте игрушку и лист, разделенный на четыре квадрата. Игрушку ребенок должен передвигать по квадратам, следуя вашим указаниям: налево, вверх, направо, вниз.
  5. Предложите 20 перемешанных карточек с изображением деревьев, рыб, одежды, птиц, обуви (по 4). Попросите ребенка назвать каждую группу одним словом. Попросите объединить эти 5 слов в две группы и объяснить, почему он так объединил.
  6. Задавайте логические задачи разной сложности на сравнение.

Примеры логических задач на сравнение:

  • Юля аккуратнее Кати. Катя аккуратнее Лизы. Кто аккуратнее всех?
  • Дима сильнее Егора и медленнее Стаса. Дима слабее Стаса и быстрее Егора. Кто сильнее всех и кто медлительнее всех?
  • Леша темнее Юли. Юля ниже Лены. Лена старше Леши. Леша выше Лены. Лена светлее Юли. Юля младше Леши. Кто темнее всех, ниже всех, старше всех?

Развитие восприятия

  1. Предложите карточку с рисунками в форме геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов). Попросите найти число фигур каждого вида.
  2. Разложите перемешанные разрезанные части рисунков (овощи, фрукты, автомобили). Попросите собрать изображение. Предметы на рисунках могут быть разной величины.
  3. Рассматривайте вместе рисунки-головоломки. Их варианты многочисленны. При выполнении упражнения подсказывайте, какие предметы нужно увидеть и сколько.

Варианты заданий с рисунками-головоломками:

  • взгляни на картинку (наложенные контуры 3–5 изображений) и назови все предметы;
  • отыщи спрятавшихся на рисунке животных, птиц, людей;
  • дорисуй незаконченные изображения, на которых представлена часть предмета (растения, буквы, мебели и пр.).

И в заключение следует отметить следующее: создайте в доме атмосферу для гармоничного интеллектуального развития детей, уделяйте внимание разностороннему развитию интеллектуальных способностей младших школьников.

Статья подготовлена по книгам Шамиля Ахмадуллина – психолога и основателя школы скорочтения.

Шамиль Ахмадуллин - психолог и автор более 30 книг книг и пособий об эффективном обучении детей
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.