В наш современный век трудно найти человека, который бы ни разу в жизни не пользовался такими устройствами самообслуживания, как банкомат или платежный терминал. Все мы снимаем наличные с карт, пополняем их же, оплачиваем какие-либо услуги, делаем переводы и так далее. Для определенных целей необходимы разные средства самообслуживания, т. к. их функционал различается. Следует разобраться, чем отличается банкомат от терминала.
Что такое банкомат?
Для начала определимся, что представляет собой банкомат и какой функционал имеет. Конечно, время не стоит на месте, как и технологии, и современные устройства самообслуживания отличаются от тех, что были выпущены два-три года назад, как и между собой, в зависимости от принадлежности к определенному банку.
Итак, банкомат (АТМ) – это специальное автоматизированное оборудование, оснащенное программным обеспечением, созданное для совершения операций, связанных с наличными денежными средствами и пластиковыми картами.
Для того чтобы понимать, чем отличается банкомат от терминала, рассмотрим его основные функции:
- Получение наличных с банковской карты.
- Получение информации о количестве средств на счете, путем запроса баланса либо формирования выписки.
- Пополнение счета, осуществляемое приемом наличных.
- Перевод средств с карты на карту.
- Прием каких-либо платежей, например, оплата за мобильную связь, коммунальные платежи и прочее.
- Получение идентификационных данных, необходимых для регистрации в онлайн-банкинге.
- Оформление заявки на какие-либо банковские продукты, просмотр персонифицированных предложений от банка.
Говоря кратко, главные функции банкомата – прием/выдача наличных с карты, путем обязательного введения ПИН-кода.
Что такое платежный терминал?
Данный вид устройства самообслуживания разделяется на два типа:
- платежный;
- информационно-платежный.
Чтобы разобраться в том, чем банкомат отличается от терминала, определимся, что представляет собой последний. А также какими функциями он обладает.
Терминал – специализированное устройство самообслуживания, оснащенное программным обеспечением, с помощью которого осуществляются платежи в пользу юридических лиц, посредством внесения наличных денежных средств.
Основные функции:
- прием наличных для пополнения банковской карты;
- погашение кредитов;
- принятие денежных средств для платежных операций;
- оплата услуг (сотовой связи, коммунальных платежей, налогов, штрафов) и прочее;
- пополнение наличными электронных кошельков.
Если вкратце, то основная функция платежных терминалов – прием денежных средств для пополнения карты или для совершения платежей в пользу юридических лиц. Информационно-платежное устройство самообслуживания дополнительно к этому предоставляет справочные услуги (например, запрос баланса по карте, подключение смс-информирования).
Сравнительный анализ
Так все-таки чем отличается банкомат от платежного терминала?
Рассмотрев их определения и функции, приходим к следующим выводам.
Банкомат | Платежный терминал | |
Выдача наличных | Есть | Очень редко |
Прием денежных средств | Есть | Есть |
Собственник | Только банк | Банк, юридическое лицо/ ИП |
Наличие сенсорной клавиатуры | Чаще нет | Есть |
Платежи в пользу юр. лиц | Есть, но не у всех, относительно небольшая база юр. лиц | Есть, очень расширенная база юр. лиц |
Необходимость использования банковской карты | Есть, с обязательной авторизацией, путем введения секретного ПИН-кода | Только в банковских терминалах для определенных операций с картой |
Внешний вид, размеры | Внушительные размеры, т. к. нужны ящики для хранения крупных сумм денежной наличности (для приема/выдачи); обязательные выступы по бокам клавиатуры, для безопасности ввода ПИН-кода | Небольшие, клавиатура на самом экране |
Следует отметить, что основное количество платежных (информационно-платежных) терминалов, принадлежащих банковскому сектору, приходится на Сбербанк. Данный банк выпускает их давно и на сегодняшний день может похвастаться разнообразием возможностей и обширным меню устройств самообслуживания.
А чем же отличается банкомат от терминала Сбербанка?
Вопрос возникает именно потому, что именно этот банк имеет самое большое количество устройств самообслуживания (в сравнении с другими подобными учреждениями).
В основном, отличия те же, что и были рассмотрены выше. То есть: не все банкоматы принимают денежные средства, но абсолютно все их выдают, а терминалы, наоборот, всегда готовы избавить вас от наличности, но вот обратно вам ее не выдадут. Именно поэтому устройства самообслуживания так разнятся внешне. Ниже на фото чем отличается банкомат от терминала Сбербанка хорошо видно.
Слева стоят два банкомата, они более внушительного размера, нежели терминалы, представленные на фото справа. Также нетрудно догадаться, что защищены и гораздо больше отвечают требованиям безопасности банкоматы, чем терминалы.
Про POS-терминалы
Говоря про отличия устройств самообслуживания, нельзя не затронуть и этот «ручной» аппарат.
POS-терминал – это специальное устройство, которое помещается в кармане, используется в торговых точках на прилавке у кассира для безналичной оплаты покупок. Проведя, вставив или просто приложив банковскую карту к данному терминалу, а затем (при необходимости) введя ПИН-код, покупатель дает согласие на списание средств со своего счета в пользу магазина и приобретает товар либо услугу.
Заключение
Подытожив, следует отметить, что современные устройства самообслуживания – это очень удобно, быстро и просто, т. к. не нужно стоять в очередях, приходить в офис банка строго в часы его работы, вследствие чего экономится самое драгоценное что есть у человека – время. А чем терминал отличается от банкомата теперь известно. Однако повторим главный признак: первый не выдает наличность.