Климент Смолятич: биография, годы жизни философа

Христианизация Руси от Византии предоставила широкие возможности для развития культуры и искусства. Однако фундаментальные знания в любых отраслях науки в XII в. русские люди могли получить только в Константинополе. Поэтому истинных мыслителей, философов и богословов уровня Климента Смолятича, способных не только оценить серьезные политические и религиозные веяния своего времени, но и пытаться на них влиять, известно не так много.

История Руси XII в.

Централизация власти в Киеве обеспечивалась только первыми Рюриковичами, ввиду малого количества их наследников. В дальнейшем Русь впала в длительный период междоусобиц, вызванный традициями престолонаследия (оно происходило по старшинству в роду). Сыновья Великого князя не могли надеяться на воцарение в Киеве, разве что только через убийство дядь и собственных братьев. Распри внутри государства практически не прекращались, ведь количество потомков Рюрика с каждым годом увеличивалось, поэтому система престолонаследия требовала пересмотра.

В 1146 г. к власти в Киеве пришел Изяслав, внук Владимира Мономаха по линии его старшего сына Мстислава. Он был сторонником церковной независимости Руси от Византии.

Изяслав Мстиславович на поле брани

Необходимость автономии Киевской митрополии назрела по следующим причинам:

  • Церковь рассматривалась Изяславом как звено, поддерживающее централизацию власти. Поэтому управлять ею должен был «свой» митрополит.
  • Церковная зависимость от Византии иногда надолго оставляла церковь Руси без головного управления.
  • Назначенные Константинополем (Царьградом) митрополиты мешали утверждению новой системы престолонаследия - от отца к старшему сыну. Они активно вели политические интриги в пользу выгодных им князей.

Поэтому Изяслав предложил региональным епископам в 1147 г. выбрать митрополитом Климента Смолятича, без утверждения этого решения Константинополем.

Великий князь Изяслав предлагает мир и дружбу своему дяде Вячеславу

Византийское влияние

Прежний киевский митрополит Михаил II (грек) в период захвата власти Изяславом (1145 г.) сбежал в Константинополь. Он правил русской церковью с 1130 г., параллельно поддерживая междоусобные распри между князьями. До его рукоположения Константинополем киевская кафедра пустовала 5 лет, соответственно, после его отъезда – еще два года.

С самого начала христианизации Руси Византия контролировала в ней церковную власть, присылая своих митрополитов. Греки участвовали в политических интригах, так как это увеличивало церковные сборы в пользу Константинополя.

Заняв престол и затеяв церковный раскол утверждением Климента Смолятича в качестве киевского митрополита, Изяслав сделал вызов не только своим родственникам. Он возбудил недовольство Византии, чем и воспользовался Юрий Долгорукий (дядя Изяслава), начав войну за воцарение в Киеве.

Юрий Долгорукий

Письменные источники Руси XII века

Несмотря на сложную обстановку, столетие оказалось богатым на культурное наследие. В это время велось строительство большого количества храмов во Владимиро-Суздальских землях и в Великом Новгороде. А к письменным источникам следует отнести следующие:

  1. Летопись «Повести временных лет» монаха Нестора - в 1110 г.
  2. Наставление Владимира Мономаха под названием "Поучение" - в 1125 г.
  3. "Послание пресвитеру Фоме" с авторством Климента Смолятича - в 1147 г.
  4. Список «Слово о полку Игореве» - в 1185 г.
"Поучение" Владимира Мономаха

Церковные распри

Климент Смолятич известен как второй, после Святителя Иллариона (1051-1055 гг.), исконно русский митрополит. Изяслав вызвал его в Киев из схимы, которую тот держал в Зарубском монастыре, для участия в соборе. Также были приглашены десять епископов из всех существующих в 1147 г. архиерейских кафедр. Однако явились только пятеро. Причины неявки остальных такие:

  • нежелание поддерживать отделение русской церкви от Царьграда;
  • запрет удельных князей на участие архиереев в соборе.

Епископ Смоленска Мануил писал патриарху в Константинополь, что ему претит бегать перед Климентом, а Новгородский иерарх Нифонт отказался даже упоминать имя Климента в литургии. Поскольку оба были греками, их позиция отражает пренебрежение византийских церковников к русским епископам и фактическую узурпацию религиозной власти на Руси Византией.

Тем не менее «за» проголосовало пять иерархов. Самый влиятельный из них, Онуфрий Черниговский, нашел веский аргумент о возможности рукоположения своего, русского митрополита, через использование для этой цели одной из двух имевшихся у Руси святынь:

  • хранившейся в Десятинной церкви головы римского папы Святого Климента (ученика Петра и Павла), которого Византия не почитала;
  • перста Иоанна Святителя.

Поскольку в итоге выбрана была именно голова, можно сделать вывод о намеренном провоцировании русскими епископами раскола с греческой православной церковью.

Римский папа Климент, великомученик

Жизненные вехи митрополита

Летописец Нестор не посчитал нужным присутствовать на торжественной церемонии рукоположения нового митрополита, состоявшейся 27.07.1147 г., выражая тем самым протест по отношению к собору. Несогласных оказалось много - не только в церковной, но и в светской среде.

О биографии Климента Смолятича известно мало. Считается, что он родом из Смоленска, русин. Его хорошие знания трудов языческих философов (Аристотеля и Платона), а также отличное владение аллегорическими приемами в изложении мыслей, говорят об отличном образовании, полученном, по-видимому, в Византии.

Далее он жил в Зарубском монастыре на Днепре, о чем упоминается в Ипатьевской летописи. Там он принял схиму, был черноризцем и три года молчальником.

Ипатьевская летопись

Борьба за престолонаследие в Киеве, с военным противостоянием Великого князя Изяслава и его дяди Юрия Долгорукого, длилась с 1147 г. по 1154 г. За это время Изяслав покидал город три раза. Вместе с ним уезжал и возвращался Климент Смолятич. В ноябре 1154 г. Изяслав умер, и Юрий Долгорукий наконец-то воцарился, окончательно выдворив митрополита из города, предварительно низложив. До 1164 г. Климент жил у одного из сыновей Изяслава - в Галицко-Волынском княжестве. Дата смерти митрополита осталась не установленной.

Основные произведения

Ввиду тяжелых времен, пережитых Русью в последующие столетия, сохранилось не так много письменного наследия выдающегося богослова своего времени Климента Смолятича. Известно, по крайней мере, не более четырех произведений:

  • «Послание пресвитеру Фоме". Самый древний источник датируется XV в. Он переписан монахом Афанасием и снабжен его толкованиями. В первой части послания Климент Смолятич отводит от себя обвинения Фомы в тщеславии и высоком мнении о себе, как философе, из-за обращения к трудам Платона и Аристотеля. Он также настаивает на праве любого человека символически истолковывать Святое Писание. Во второй части Климент объясняет библейские мысли. Сам труд явился результатом происходившей политической борьбы вокруг возвышения Климента в киевской митрополии.
  • «Ответы на вопросы Кирика Новгородского» - это произведение было написано Климентом во время его пребывания в должности митрополита по итогам беседы с Нифонтом Новгородским. Епископ Нифонт намеренно удерживался в Киево-Печерской Лавре Изяславом, поскольку ехал по приглашению Юрия Долгорукого во Владимир.
  • «Слово о любви...» - напутствие верующим, находится в рукописном виде в Воскресенском монастыре.
  • «В субботу сыропустную...» - произведение-проповедь, находится в Румянцевском музее.

Авторство последних двух трудов не доказано вполне, однако и не опровергнуто. Все произведения написаны очень живо и красивым языком.

Десятинная церковь в Киеве (сейчас не существует)

Богословские мысли

Основной философской идеей послания Климента Смолятича пресвитеру Фоме была мысль о возможности аллегорического толкования Библии. Этот факт дает представление о митрополите как человеке рациональном и думающем, способном соединить духовное и материальное понимание жизни.

Есть и другие интересные мысли:

  1. Бог не познаваем, однако изучение каждой твари открывает тайны мироздания.
  2. Человек наделен свободой от Бога, как любимое Его чадо, поэтому волен в выборе собственного пути.
  3. Тем не менее свобода находится в рамках Промысла Господа, противиться которому бессмысленно - надо быть благодарным за возможности Его постижения.
  4. Спасения достойны все, кто уверовал в Бога.
  5. Истинная свобода возможна только при отказе от имущества, потому что его бремя мешает совершенствованию духа.

Произведение выражает идеи креационизма и антропоцентризма – все сущее сотворено Богом, а лучшее творение - человек. Поэтому человек познает Бога через мир, в котором живет. Новизна идей неоспорима, ведь церковникам в те времена думать было запрещено – они должны были понимать истину Господа буквально написанному и молиться, не рассуждая.

Значение идей богослова для раннехристианской Руси

В XII в. Русь находилась на этапе формирования феодальных отношений: князья передавали церквям и боярам земли и право сбора налогов. Духовенство, так же как и светская власть, начало накапливать земли и другие материальные блага. Ради этих благ оно уходило от своего предназначения, начиная служить князьям.

Естественно, что в таких условиях идеи отказа от имущества, схимничества и отшельничества смещались на задний план. Церковь ступила на путь развращения – она сотрудничала со знатью и государством, участвуя в политических играх и военных распрях. Философия Климента Смолятича представляет собой рассуждения о необходимости защитить церковь от материального разложения. Климент был идеалистом. Он полагал, что духовные отцы должны быть чисты помыслами и иметь аскетические взгляды. В этом его мысли перекликаются с "Поучением" Владимира Мономаха о государственном благе.

Человеческая история, по мнению Климента, имеет три периода развития, к каждому из которых Бог дал напутствия:

  1. Завет был дарован Аврааму в качестве пророчества будущего.
  2. Ветхий завет послан через Моисея иудеям для выживания.
  3. Новый завет - истина, данная для спасения всех людей.
Греческий манускрипт Нового Завета

Поэтому богословы должны владеть светскими науками, познавая через них Божье Провидение.

Все послание Климента выражает одну цельную мысль: право русской церкви выбирать собственный путь. Ибо Господь дает возможности людям, согласно Своему Промыслу. Но убедить в своих мыслях современников Клименту не удалось.

В конце XII в. Киев перестал играть роль политического центра Руси, уступив это место Москве. А феодальная раздробленность в итоге привела к неспособности противостояния монголо-татарской орде. Автономию русская церковь фактически получила лишь после падения Византии.

Кратко о Клименте Смолятиче можно сказать следующее: он был выдающимся мыслителем своего времени, первым богословом и исконно русским митрополитом, вынашивавшим идеи самостоятельности русского православия и централизации государства. В его лице соединились высокая духовность, глубокий ум и образованность. Оценить эти качества митрополита современники не смогли, передав такое право потомкам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.