Понятие "портфолио" у многих в течении долгого времени ассоциировалось с модельным бизнесом, а именно с серией фотоснимков девушки, которые требуются для участия в конкурсе или для работы в модельном агентстве. Сейчас портфолио - необходимая вещь для специалистов во многих областях. Оно содержит примеры работ, которые выполнялись конкретным профессионалом.
Например, веб-мастер размещает ссылки или скриншоты на созданные им сайты, дизайнер выкладывает примеры рисунков, листовок, открыток и так далее, контент-райтер - свои тексты для сайтов и пабликов в социальных сетях, копирайтер - успешные кейсы продвижения товаров и услуг, а также свои продающие тексты.
Особенности приема на работу преподавателя в вуз
От преподавателя обычно требуют документы об образовании, резюме и при наличии награды, свидетельства о повышении квалификации, рекомендации с предыдущего места работы. Однако для соискателей на место в элитных школах и высших учебных заведениях, в частности в ведущих университетах и институтах, требования значительно выше, а отбор строже.
Рассмотрим подробнее минимальные требования, которые предъявляются к соискателям на должность преподавателя в вузе:
- Профессиональное образование. Среднего (техникумы и ПТУ) обычно недостаточно для преподавания в высшем учебном заведении.
- Наличие научных публикаций. Для школьного учителя это не имеет значения, но для вузовского преподавателя имеет, и огромное.
- Свидетельства о повышении квалификации. Особенно важно для преподавателей средних лет и старше, поскольку они получили свои дипломы не менее 10-15 лет назад, а с тех пор в сфере образования произошло множество изменений. Повышение квалификации - подтверждение профессионального роста.
- Опыт работы (опционально). Рекомендации с предыдущих мест работы. Иногда принимают молодых преподавателей без опыта.
- Грамоты, награды, преподавательские или научные звания, регалии (опционально).
Обратите внимание на то, что для высших учебных заведений важно не только образование, но и трудовой, и научный опыт. Во многие вузы даже не берут преподавателей, которые не имеют научных званий и никогда не писали научных работ.
Зачем нужно портфолио преподавателя
«Портфолио» - это одновременно и новое, и старое понятие. Старое, поскольку оно существует уже достаточно давно, а новое, так как в течение последних десятилетий понятие получило новую жизнь и стало активно использоваться.
Преподаватель, у которого есть портфолио, подчеркивает этим фактом свое стремление развиваться и идти в ногу со временем.
Помимо приема на работу, портфолио может понадобиться перед аттестацией. В этом случае оно становится не просто опциональным, а необходимым.
Отличие резюме от портфолио
В резюме преподаватель указывает общую информацию об образовании, контактные данные, главные навыки, опыт работы, награды и звания.
Портфолио предполагает подробный перечень всего того, что было сделано преподавателем за определенный период.
Общая структура
Портфолио для приема на работу или для аттестации педагога - это прежде всего официальный документ. Оно не должно быть ярким и красочным, официального и лаконичного оформления будет вполне достаточно.
В портфолио преподавателя в обязательном порядке должны быть:
- Общие сведения, подобно тому, как это сделано в резюме: Ф.И.О. преподавателя, специальность, образование, стаж работы. Контактные данные и фото вносить не обязательно.
- Портфолио должно иметь структуру. В идеале в его начале должно быть содержание.
- Данные о непрерывном профессиональном развитии (те самые научные работы).
- Соответствующие данные в каждом разделе.
- При необходимости можно добавить заверенные подписью уполномоченного лица и печатью учебного заведения ксерокопии протоколов, страниц журналов.
Обратите внимание, что к портфолио преподавателя вуза требования выше, чем к портфолио школьного учителя.
Какие могут быть разделы
Информация об образовании, рабочем стаже и научной деятельности указывается кратко, в идеале в виде таблицы. Основную часть составляют разделы портфолио, которые освещают деятельность преподавателя по по отношению к студентам:
- Общая успеваемость. Здесь могут быть диаграммы, показывающие динамику роста успеваемости.
- Внеучебная работа. Организация субботников, развлекательных или культурных мероприятий, экскурсий.
- Участие и победы студентов, подготовленных этим преподавателем, в конкурсах, олимпиадах и конференциях.
- Организация учебных и научных мероприятий: конференций, семинаров, мастер-классов.
- Собственное участие и победы в конкурсах, конференциях, семинарах.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Стажировки по специальности.
При аттестации преподавателей портфолио играет одну из ключевых ролей. С образованием и курсами повышения квалификации и так все понятно: человека, у которого нет диплома преподавателя, на работу не возьмут, а прохождение курсов повышения квалификации является обязательным требованием для продолжения профессиональной деятельности. Поэтому изучается портфолио на предмет того, имеет ли соискатель право продолжать трудовую деятельность дальше и достоин ли он присвоения нового педагогического звания.
Нюансы для преподавателей-лингвистов
Стоит отметить, что портфолио преподавателя языка немного отличается от портфолио его коллег. Лингвисту важно доказать, что он действительно знает язык, который преподает, на достойном уровне. Если раньше достаточно было сказать: "Я закончил иняз и прошел много курсов", то теперь этого совершенно недостаточно.
Практика показала, что многие выпускники филологических факультетов, в том числе получивших красный диплом, не смогли применить свои знания языка во время общения с его носителями. Большинство отметили, что "живой" язык абсолютно отличается от того, который им преподавали в учебном заведении. Если раньше (примерно до 2000-х годов) проверить, насколько соответствуют действительности учебные планы было сложно, да и не было такой необходимости, то сейчас это стало требованием.
В нынешних условиях глобализации ученики изучают язык из расчета на то, что он может пригодиться им в реальной жизни, поэтому предпочтение отдается тем преподавателям, которые учат тому самому реальному и "живому" языку, а не следуют устаревшим принципам. В частности, стажировка или учеба за границей дает огромное преимущество.
Варианты оформления портфолио
Портфолио преподавателя СПО для аттестации должно быть лаконичным. Яркими могут быть только диаграммы и графики, но и их оформление должно быть выдержано в соответствии с принципами официально-делового стиля.
Примерное оформление портфолио преподавателя и образцы этого документа можно найти на официальных сайтах отдела образования, они составляются исходя из требований в каждом конкретном регионе и к особенностям аттестации в нем.
Портфолио для собеседования создается на основе тех же правил: структура, официальный стиль оформления, наличие заверенных ксерокопий документов, лаконичная информация. Разница в том, что не требуется четкого соблюдения требований, нацеленных непосредственно на подготовку портфолио для аттестации.
Многие преподаватели выкладывают свое портфолио на сайте учебного заведения, в котором они работают, или на персональной интернет-страничке, в личном блоге. Это обычно делают для того, чтобы сформировать мнение нынешних, а также потенциальных студентов и их родителей о себе. В это случае нежелательно, а порой даже недопустимо, выкладывать ксерокопии и сканы документов, как это требуется в портфолио для аттестации, иначе ими могут завладеть злоумышленники. Портфолио может быть ярким, выполненным с интересным оформлением, которое подходит к дизайну страницы. В качестве отчета о проведенных мероприятиях используются фотоснимки видео.
Заключение
Итак, подготовка портфолио преподавателя - достаточно ответственная задача. Для того чтобы соблюсти принципы и требования к его оформлению, необходимо учитывать то, для какой цели необходим этот документ.