Род купцов Морозовых был одной из мощных движущих сил в развитии русской промышленности и культуры. Разные ветви семьи влияли на государственность в протяжении всего 19 века - созидали капитализм одной рукой и подкладывали под него разрушительные идеи социализма другой. Получившие блестящее образование в европейских университетах наследники основателя династии отличались крутым нравом и многими чудачествами. Как и положено каждому состоятельному человеку, фабриканты не скупились при возведении особняков для себя и семьи. Одним из самых оригинальных из домов Морозовых стала усадьба на Воздвиженке.
Морозовы на Воздвиженке
На Воздвиженке соседствуют два особняка Морозовых, кардинально отличающиеся архитектурой. Один из них в неоклассическом стиле принадлежал Варваре Морозовой. Являясь наследницей текстильной империи Хлудовых, она вышла замуж за Абрама Морозова – фабриканта и тоже текстильного магната.
После смерти мужа успешно управляла Тверской мануфактурой, занималась благотворительностью, вела активную общественную жизнь и была матерью троих сыновей. Самый младший из них, Арсений Морозов, получил в подарок участок земли по соседству с домом матери и построил дом значительно позже материнской усадьбы.
Проект дома Морозовой на Воздвиженке создал архитектор Р. Клейн, это была его первая самостоятельная работа. Двухэтажная городская усадьба была построена в 1888 году. Парадный фасад дома обращен на Воздвиженку и отделяется от улицы небольшим садом с фонтаном. В оформлении выделяются два боковых ризалита с портиками, украшением их служат стилизованные фигуры грифонов и каменные лилии. Дом устойчиво покоится на высоком фундаменте и несколько похож на стилизованное итальянское палаццо, по крайне мере, так считали современники.
На двух этажах дома Морозовой на Воздвиженке были спроектированы 23 комнаты. Главный зал вмещал до 300 гостей, а в торжественные дни и до 500 человек. Дополнительные площади были в подвальном помещении, там располагались 19 комнат. С легкой руки хозяйки, дом стал модным салоном, куда на ужины съезжались прогрессивные мыслители, аристократы духа, литераторы, философы. Варвара Морозова до конца своих дней слыла либералкой и поддерживала прогрессивные идеи, что не нравилось действующей власти, и потому негласный полицейский надзор не снимался с нее до самой смерти.
До революции она не дожила совсем немного – умерла в сентябре 1917 года, по мнению современников, новый уклад ей вполне бы подошел. В память о Варваре Морозовой остались публичная библиотека в Москве, Морозовский городок в Твери, лечебница для душевнобольных, раковый институт, ремесленное училище и многое другое.
Поиск идеи
Сегодня особняк Морозовой принадлежит Администрации президента РФ, здесь проходят приемы иностранных делегаций. От исторического комплекса полностью сохранили сам дом, сторожку и пристроенные позже флигели, проектировал их архитектор В. Мазырин. Этот мастер стал автором одного из самых ярких зданий Москвы, построенного для сына Варвары Морозовой - Арсения.
Этот отпрыск купеческой семьи ничем примечательным не выделялся. Единственной его страстью были путешествия. Получив от матери в 1895 году в подарок на день рождения, внушительный участок земли, расположенный по соседству с ее особняком, Арсений Морозов решил, что строить дом нужно, но конкретных идей у него не было. Заказ на проект был отдан Виктору Мазырину, но никаких указаний о том, как будет выглядеть будущий особняк, от владельца не поступило.
Вдохновение было решено черпать в совместном путешествии, образец для подражания нашелся не сразу. В португальском городке Синтра наследнику Морозовых приглянулся дворец Паласиу-де-Пена, построенный в 19 веке для местных монархов. Строить в Москве здание такого масштаба, как королевский дворец в Португалии, необходимости не было, но вот идея создать дом в псевдомавританском стиле, понравилась обоим участникам путешествия.
Архитектурный скандал
Отнести облик здания к какому-либо направлению архитектурного стиля невозможно, его эклектичность и яркая индивидуальность сделали дом Морозова одной из запоминающихся достопримечательностей столицы. Строительство началось, ориентировочно, в 1897 году и закончилось в кратчайшие сроки. Через два года дом Морозова уже удивлял, дразнил, шокировал всю Москву своей необычностью.
Еще в процессе строительства особняк подвергался острой и едкой критике со стороны света и прессы. Реакция матери также была однозначной, Арсения забавляли все нападки, пересказывая все сплетни, он упоминал и о словах В. Морозовой: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает». Эта фраза стала легендарной не без участия Арсения, не оставалась в стороне и вся остальная родня.
Дом Морозова вызывал у дядей и братьев многочисленного семейства нападки, но юный наследник, пророча, отвечал, что его дом стоять будет вечно, а что случится с их коллекциями, никто не знает. Литературная Москва с удовольствием прохаживалась остротами по облику дома - актер М. Садовский посвятил особняку едкую эпиграмму, Лев Толстой увековечил его в романе «Воскресение». В строительстве эпатажного дома, наверное, и проявилось у Арсения знаменитое морозовское чудачество, заставлявшее Москву и всю Россию наперегонки обсуждать династию не одну сотню лет. Даже сегодня представители этого купеческого рода вызывают неподдельный интерес.
Описание
Фасад особняка украшен ракушками, знатоки допускают, что этот элемент декора стиля платереско был позаимствован Мазыриным в Испании у главной достопримечательности города Саламанка - дома Casa de las Conchas. Считается, что раковины приносят счастье и удачу. За мавританский стиль в оформлении главного входа отвечают две симметрично расположенные башни, увенчанные затейливыми зубцами в виде короны и опоясанные по верхнему периметру искусной резьбой.
По обе стороны от арки, перед дверным проемом, установлены две колонны в виде трех переплетенных корабельных канатов, а вокруг двери выполнен резной декор из канатов, завязанных морскими узлами – элемент, приносящий удачу по португальским поверьям. Над главным входом установлены еще два символа удачи – подкова, как дань русским традициям, и плененный дракон, что является символикой Востока и Азии. Все фасады этого удивительного особняка опоясывают реалистично выполненные канаты, местами завязанные в узлы.
Сегодня попасть в комнаты дома Морозова почти невозможно, но некоторые сведения о внутреннем убранстве есть. Владельцы миллионных капиталов на вопрос о том, как в каком стиле оформить покои часто отвечали: «Во всех». Мода на все стили утвердилась в конце 19 и начале 20 веков весьма прочно. Так, бальные залы отделывались как греческие дворцы, спальни соответствовали стилю рококо или будуаров в духе Людовика IV, в мужских кабинетах приветствовали охотничьи символы.
Что внутри
Дом Морозова поддерживал направление смешения стилей, но выбор тематики для залов был сделан сумасбродным хозяином весьма затейливо. Вестибюль был посвящен еще одному любимому занятию Морозова – охоте. В бытность Арсения Абрамовича здесь стояли чучела добытых им медведей, под потолком красовались головы убитых кабанов, лосей, оленей, нашлось место в коллекции и для белок.
В декоре пространства над массивным камином изображены всевозможные виды оружия (луки, арбалеты), охотничьи принадлежности (рожки, соколы) и символ удачной охоты – две дубовые ветви, стянутые тугим узлом веревки. Говорят, что по залу бродила прирученная рысь.
Остальные залы также оформлены помпезно и вычурно. Роскошь виднелась в каждом уголке – великолепное зеркало в золоченой оправе в бывшем будуаре, роскошная лепнина и роспись потолков во многих комнатах сохранилась в нетронутом состоянии.
После Морозова
Сегодня в доме Морозова принимают иностранные делегации, поэтому экскурсий здесь не проводят, а редких журналистов допускают только в несколько помещений. По воспоминаниям современников, хозяин дома был хлебосольным и часто устраивал пиршества. Собрать общество не составляло труда – меценатствующие дяди быстро объединяли театральный бомонд и составляли веселую компанию. На вечеринках давались спектакли, пелись песни, обсуждались сплетни и проворачивались дела.
Арсений Морозов не изменял своей натуре никогда, смерть его имела оттенок водевиля – на спор прострелив ногу на охоте, он не поморщился и сказал друзьям, что не чувствует боли, этому умению он обучился в духовных практиках. Что стало финальной точкой его жизни, непонятно, по одним рассказам, он истек кровью, по другим, получил заражение из-за необработанной раны, ставшей причиной гангрены.
Особняк после революции национализировали. В первые годы в доме размещался штаб анархистов, позднее Театр Пролеткульта, где ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В довоенные годы дворец отдали посольству Японии, а после – посольству Индии. До 2003 года в комнатах дома Морозова обретался Дом дружбы народов. После проведенной реставрации здание перешло в ведение Правительства Российской Федерации и используется для приема иностранных делегаций, представительских и правительственных переговоров, конференций международного уровня и т. д.
Другие Морозовы, Суздаль
Фамилия Морозов у многих на каком-то подсознательном уровне прочно ассоциируется с успехом и качеством. Мануфактуры Морозовых неизменно выпускали отличную продукцию, как говорили современники, ее можно было брать с закрытыми глазами, в потребительских свойствах никто не сомневался. Причем не только в России, но и во многих зарубежных странах.
Купеческая династия была разветвленной и д ома-музеи Морозовых раскинуты по всей России – в селе Глухово (Ногинская обл.), в Сыктывкаре, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Они оставили после себя отлично оборудованные фабрики, использовавшие передовые технологии производства и продемонстрировали комплексный подход к реализации проектов, начиная с идеи и заканчивая обустройством быта работников.
Сегодня однофамильцы купцов имеют некоторый кредит доверия, выросший из исторической памяти, иногда это неоправданно, но всегда является плюсом для предпринимателя. Гостевой дом Морозовых в Суздале – это успешно развивающаяся, пока маленькая, гостиница.
Гостей приглашают поселиться в одном из трех номеров, разного уровня комфорта. Удачное расположение в историческом и деловом центре города дает возможность туристам полностью погрузиться в интересующую область жизни современного мегаполиса. Для деловых людей – удобно решать текущие вопросы, не тратя время на длительные переезды, а туристы сразу попадают в очаг исторических событий и старинной архитектуры. Адрес гостиницы: переулок Красноармейский, строение 13. Приезд с животными допустим.
Гостеприимство в Адлере
Гостевой дом на Морозова в этом городе – это гостиница в 400 метрах от благоустроенного пляжа. Для отдыхающих оборудованы 20 номеров разной вместимости от одно- до пятиместных. Комфорт обеспечивает бытовая техника, кондиционер и санитарный узел в каждом номере, кухня общая, на придомовой территории есть место под барбекю, устроена детская площадка.
Также к услугам гостей прачечная, гладильная комната, круглосуточный доступ к wi-fi. На городском транспорте за 10 минут можно доехать до Олимпийского парка. Гостевой дом (ул. Павлика Морозова, дом 67) в Адлере - отличное решение для бюджетного отдыха с детьми. При необходимости администрация осуществляет бесплатный трансфер от ж/д вокзала или аэропорта. Стоимость номеров стартует от 2 тысяч рублей с человека в сутки.
Почти бренд
Архитектурное бюро «Дом Морозова» работает в Беларуси и занимает разработкой индивидуальных проектов коттеджей, а также типовой малоэтажной застройкой по существующим проектам. По желанию заказчика в любой из выбранных вариантов вносятся изменения для получения идеального решения. Мастерская предлагает готовые проекты, где уже тщательно отработаны узлы инженерных сетей, дизайнерское оформление внутреннего пространства каждого помещения, включены наработки концепций оформления приусадебного участка, ландшафтный дизайн.
Преимущество компании «Дом Морозовых» - проекты домов с учетом индивидуальных предпочтений клиентов, возможность работы в удобном режиме – на расстоянии или непосредственно на месте строительства. Пакет документации создается согласно действующим строительным нормам, клиент получает полное представление о количестве необходимых строительных материалов на каждом этапе возведения коттеджа. Кроме чертежей, разрабатываются и присоединяются к проектной документации 3D-модели дома, комнат, сада. В арсенале бюро представлены дома разных стилей от традиционного русского сруба до минималистских решений.