Башкирские музыкальные инструменты: список с фото и названиями, классификация

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса. Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии - все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская музыкальная культура

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением. Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы. В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения довольно уникальны и самобытны. Многоголосным пением и мелодией древних инструментов всегда сопровождались сказания народных приданий и притч.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах. Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара. Ведь по национальным инструментам можно судить о голосе души человека, принадлежащего определенному этносу.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

национальные инструменты

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне. Звучание башкирской национальной мелодии, раз услышав, уже трудно с чем-либо спутать. Хотя список башкирских музыкальных инструментов насчитывает порядка пятидесяти разновидностей, остановиться стоит на самых характерных и древних.

Кубыз

Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

При помощи особых пощипывающих движений пальцами рождается неповторимый звук кубыза. Многое зависит от мастерства исполнителя. Всю полноту и богатство звучания инструмент приобретает еще и благодаря особым дыхательным техникам и работе артикуляционного аппарата.

башкирский кубыз

Кубыз до начала XX века был очень популярен среди женского населения Башкирии. Он компактен, его звук деликатен и негромок. Кроме того, при продолжительной практике музицирования женщины легко осваивали технику, при которой для игры на кубызе вообще не требовались руки. А что может быть лучше для женщины, чем иметь возможность совмещать приятное с полезным.

Глубокий бархатный звук этого инструмента имеет поистине магические свойства: он успокаивает нервную систему, погружает в состояние приятной расслабленности. Считается даже, что маленькие дети от этих звуков способны быстро успокаиваться и засыпать. Даже коровы дают больше молока, когда слушают кубыз. Чем, кстати, к своей выгоде пользуются многие алтайские домохозяйки.

Курай

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.

Курай - дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.

башкирский курай

Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

О происхождении и видах курая

Во многих народных башкирских эпосах идет речь о происхождении курая. Наиболее популярная притча повествует историю о том, как главный герой, гуляя в долине реки, был привлечен красивыми мелодичными звуками. Когда юноша стал искать источник мелодии, то выяснилось, что это стебли растения поют на ветру. Тогда он срезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает с десяток его видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на тыльной стороне инструмента. Во время знакомства с инструментом музыкальные педагоги нередко используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники извлечения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия. По мере роста мастерства к ним добавляются второе и четвертое. Ну, а пятое с тыльной стороны остается на самый «десерт».

Курай часто классифицируется по материалу, из которого изготавливается инструмент. Так, существует медный курай, который напоминает трубочку наподобие флейты из латуни и имеет семь отверстий. Встречается даже серебряный курай, частично или полностью изготавливаемый из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается затейливым орнаментом. Агач-курай изготавливается из древесины клена, орешника или калины.

Историю этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждает и тот факт, что вот уже не одну сотню лет существует, например, курай из соломки. Он попросту делается из злаковых стеблей. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть эталонной. Выбирался стебель подлиннее - в среднем 160-180 мм, и делалось несколько отверстий для игры. Для нехитрых мелодий после окончания трудового дня в поле этого было вполне достаточно.

Или еще одна подобная разновидность инструмента, который трудно назвать музыкальным в абсолютном понимании – сор-курай. Аналогично изготавливался из подходящего стебля любой степной травы. Он использовался в основном при охоте или в походах для подачи сигналов.

Надо отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Аналогичную длину имеет еще один вид курая – казанский, с той лишь разницей, что он изготавливается из металлических трубок. А вот ногайский бывает чуть покороче, до 700 мм, и имеет лишь два игровых отверстия. Этот инструмент считается женским.

Думбыра

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

башкирская думбыра

Как это часто бывает, такие сказители были народным голосом и высказывали те мысли и идеи, которые волновали в тот момент массы населения. Так, в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название специи или национальной одежды. На самом же деле это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

башкирская зурна

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями - пастухами и скотоводами.

Дунгур

Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур.

С древнейших времен в качестве ударных инструментов башкиры использовали всевозможные бытовые предметы: ведра, щиты или подносы. Как ни крути, а ритмичность мелодии, особенно праздничной веселой, играет важную роль. Из одного из таких бытовых приспособлений и родился в свое время дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.

башкирский дунгур

Башкирские народные музыкальные инструменты традиционно отдают предпочтение звучности и мелодичности. Ведь дунгур, пожалуй, единственный из них, относящийся к классу мембранофонов. Однако не следует забывать и о важной роли всевозможных языческих обрядов, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Голосовые техники

Нельзя ограничивать культуру музицирования лишь музыкальными инструментами Башкирии. Ведь этот народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Во время исполнения традиционных мелодий мастера различных голосовых техник способны настолько мастерски вплетать свой голос в узор мелодии, что отвлеченный слушатель оказывается буквально загипнотизирован, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается человеческим голосом.

Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. И несправедливо было бы, говоря о музыкальной культуре этого народа, обойти эту тему стороной. Узляю называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Хотя существуют и разновидности высокого пения в такой технике.

горловое пение

Традиционно именно извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Инструменты, популярные в Башкирии

Помимо башкирских музыкальных инструментов, фото с которыми неизменно сопровождают любую статью о музыкальной культуре этой республики, здесь ценятся и пользуются популярностью и другие оригинальные инструменты. Справедливости ради стоит отметить, что культура использования иноземных инструментов очень молода в сравнении с игрой на аутентичных инструментах. Так, примерно в конце XIX века башкиры узнали и полюбили русскую гармонь. Хотя характер и строение музыки, исполняемой на гармони, довольно далек от традиционного башкирского этнического музицирования, ее появление в рядах популярных музыкальных инструментов произвело настоящую революцию.

На гармони традиционно исполнялись простые задорные напевы, призванные развлечь публику и поднять настроение. Распространенная в других областях России разновидность гармоник – баян. Он тоже пришел в Башкирию сравнительно поздно, уже в двадцатом веке. И несмотря на то, что местная школа игры на этом инструменте и аккордеоне относительно молода, она уже славится по всей стране и даже за ее пределами.

Повсеместное распространение в Башкирии получили и струнные, и смычковые инструменты. Однако более всего - мандолина и скрипка. Эти инструменты составляют зачастую отличные ансамбли с традиционными башкирскими, такими как курай или кубыз. На мандолине чаще всего исполняется репертуар исторического содержания. В то время как скрипка часто заменяет кубыз класса смычковых, так называемый кыл-кубыл, и аккомпанирует в ансамблях с мелодическим репертуаром, имеющим мистический характер.

После знакомства с богатой историей и завидным разнообразием башкирских музыкальных инструментов к нам приходит осознание тесной связи музыкальной культуры народа с ее историей, характером и условиями формирования национальных особенностей. Башкирская этническая музыка мелодична, но в то же время сложна как для исполнения, так и для слушания. Для полного и глубокого знакомства с ней необходимо быть открытым для древнего знания и быть достаточно мудрым для его принятия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.