Исполнители, овладевшие техникой гортанного пения (его еще называют горловым) способны извлекать совершенно уникальные звуки. Такое пение стоит услышать в реальности хотя бы один раз в жизни. Однако научиться ему совсем непросто. В статье вы сможете подробнее узнать о горловом пении и его разновидностях.
Суть горлового пения
Эта техника пения основана на подражании самым разным звукам природы – от журчания ручья до рычания медведя. Поэтому существует так много стилей (скорее, даже направлений) гортанного пения, каждый из которых имеет свои особенности, мелодику и ритм. Певец при этом исполняет сразу две ноты, благодаря чему горловое пение - это одновременно и соло, и своеобразный дуэт.
Этот вид пения явно возник задолго до нашей эры, но письменная фиксация информации о нем появляется лишь в XIX в. С этого времени гортанное пение становилось все более интересным для европейцев из-за необычности способа исполнения и специфической красоты этого пения без слов. Нередко оно сопровождалось игрой на комусах или струнных инструментах.
В определенном смысле, горловое пение – это не только сама техника исполнения, но и эффективный инструмент медитации. Певец переполнен звуком, объединяющим его с природой. Таким образом, он получает возможность приобщиться к ее языку.
Техника гортанного пения характерна для народов, проживающих в районе Алтая, – тувинцев и алтайцев, жителей Монголии, а также в некоторой степени для башкир, обитающих в европейской части нашей страны.
Стили пения
Существует пять основных стилей современного гортанного пения. Перечислим их, а также несколько их разновидностей.
Во-первых, это каргыраа – стиль, используемый тувинцами. По легенде, он возник как подражание голосу верблюдице, точнее – звукам, которые она издает, когда умирает ее верблюжонок. Певец обычно извлекает из себя такой звук, слегка приоткрывая рот.
История о возникновении другого жанра - хоомей - весьма лирична. Она рассказывает о сироте, который жил три года один-одинешенек недалеко от скалы. Она отражала звуки, и те эхом разносились по долине, и отражались от скал на противоположном ее краю. Когда в долине дул ветер, образовывался интересный певучий звук, и юноша стал пытаться копировать его. Пение доносилось до жителей долины, и те дали ему имя - «хоомей». Звуки, которые издает певец, очень мощные, напевные и мелодичные. Они могут, кроме того, дополняться текстом.
Стиль борбаннадыр схож с хоомеем, но отличается прерывистостью мелодии. Исполнитель при этом оставляет губы практически сомкнутыми. Это одна из наиболее характерных манер исполнения тувинского гортанного пения.
Схожи между собой стили эзенгилээр и сыгыыт. Оба они соединяют тихую мелодию с резким посвистыванием и издаванием звуков на ее фоне. Отличаются стили лишь по специфике мелодии: в эзенгилээр ритм схож с ритмом галопа лошади. Пьесы, в которых он используется, обычно предполагают и изображение всадника на лошади.
Среди алтайских народов был распространен стиль кай. Такое пение – от рычащее-вибрирующего до свистящего – сопровождало, в первую очередь, продолжительные эпические сказания.
Кроме того, есть много ответвлений от основных направлений: степное и пещерное каргыраа, хоректээр - пение грудью, и многие другие.
Пение шаманов
Гортанное пение шаманов несколько отличается от других техник исполнения, поскольку они в своих ритуалах не следовали конкретным жанрам. Судя по всему, они издавали звуки, соответствующие ситуации. Например, если с помощью пения шаман намеревался излечить человека, то он подбирал ту частоту вибраций, которая наиболее соответствовала вибрации здорового органа. Для шамана горловое пение - в первую очередь, инструмент для того, чтобы мысленно перейти в верхний мир.
Пение буддистских монахов
В тибетском буддизме есть ряд учебных заведений, которые специально готовят исполнителей гортанного пения, например, монастырь Гьямо. Такая практика относится только к буддистской школе Гелуг. Основной стиль называется «гюке».
Суть гортанного пения тибетских монахов заключается в том, что каждый из них выводит свою «ноту». Эти ноты сливаются в единый хор, что создает мощное неповторимое впечатление на слушателей. Певцы распространяют вокруг себя вибрации, которые ощущаются почти физически. Используется такое пение, конечно же, для исполнения ритуальных текстов.
Техника пения
Обычно начинающим рекомендуют обучаться гортанному пению с базовой техники хоомей. Она универсальна, подходит как для мужчин, так и для женщин. Однако существует мнение, что в организме женщины, начавшей заниматься горловым пением слишком интенсивно, может произойти эндокринный сбой.
Можно тренироваться на пении гласных, исполняя их долго и протяжно. Основная сложность: научиться пропевать их с расслабленной нижней челюстью, но так, чтобы горло при этом не было передавлено, а звук не был «зажатым».
Что делает горловое пение с человеком
При этом у певца, который регулярно практикуется в искусстве горлового пения, грудная клетка становится широкой и мощной, поскольку он должен вобрать в нее столько воздуха, сколько возможно, чтобы получить сильный продолжительный звук. Кроме того, в повседневности голос человека становится сильным и звучным, а горло – максимально расслабленным. Судя по всему, это помогает избавиться от различных неприятных заболеваний вроде ларингита и ангины. А учитывая, что пение – это еще и инструмент общего расслабления, оно улучшает и стабилизирует психическое состояние человека – не только певца, но и слушателей.