Панисламизм (с арабского языка: الوحدة الإسلامية) - это политическое движение, выступающее за единство мусульман в одном исламском государстве, часто в халифате, или в международной организации с исламскими принципами. В качестве формы религиозного национализма панисламизм отличает себя от других панационалистических идеологий, например, панарабизма, исключая культуру и этническую принадлежность в качестве основных факторов для объединения.
История движения
Во второй половине XIX века сформировалась религиозно-политическая идеология, которая получила широкое распространение и поддержку в странах, проповедующих ислам. Официальной идеологией движение стало в Османской империи при правлении Абдула Хамида II, что оказало большое влияние на всю политику государства. Тезис об идеях панисламизма, предложенный мусульманскими реформаторами Джамал аль-Дин аль-Афгани (1839-1897) и Мухаммад Абдо (1849-1905) и их последователями, основывался на классических принципах ислама, сформированных в Средние века. Цитата, приписываемая Абдо, гласит:
Я отправился на Запад и увидел ислам, но не мусульман. Я вернулся на Восток и увидел мусульман, но не ислам.
Если для мусульманских реформаторов конца XIX века этот панисламизм были прежде всего идеологическим оружием, чтобы противостоять влиянию Запада, то для Абдула Хамида II он стал религиозно-политической доктриной, благодаря которой он оправдывал сохранение Османской империи и его превращение в глобальное мусульманское государство (до 1924 года турецкий султан считался халифом, то есть духовным лидером всех мусульман).
Ведущие исламисты, такие как Сайид Кутб, Абул Ала Маудуди и Аятолла Хомейни, подчеркнули свою убежденность в том, что возвращение к традиционному закону шариата сделает ислам единым и сильным снова. Экстремизм в исламе восходит к 7 веку к хариджитам. Они разработали экстремальные доктрины, которые отличали их от основных мусульман: суннитов и шиитов. Хариджиты привлекли пристальное внимание из-за принятия радикального подхода к такфиру, в котором они заявили, что другие мусульмане были неверующими и поэтому их считают достойными смерти.
Идеология панисламизма
Приоритет принадлежности к любой мусульманской религиозной общине конца XIX века был следующим: ислам наднационален и одной формы у всех мусульманских народов. Территория делится на две части: мир ислама (дар-аль-ислам) и мир войны (дар-аль-харб). Принцип превращения «дар-аль-харб» в «дар-аль-ислам» через святую войну (джихад) в XIX веке определялся панисламитами следующим образом: все территории, где живут мусульмане, нужно освободить от ига неверных, а верующие в ислам должны объединиться в одну глобальную мусульманскую страну - халифат, которая будет регулироваться законами шариата.
Этапы и становление идеологии
Панисламизм переживал различные этапы, начиная с первых дней ислама как религиозной концепции и перешел в современную политическую идеологию в 1860-1870 годы в разгар европейского колониализма. По словам сайта Oxford Islamic Studies, именно тогда турецкая интеллигенция начала писать и обсуждать возможный способ спасти разрушающуюся Османскую империю. Целью стало становление «благоприятной государственной политики» как «оборонительной идеологии», направленной против европейского политического, военного и экономического и миссионерского проникновения на Восток, правящих бюрократических и интеллектуальных панисламистских элит, стремление представить султана как универсального халифа, которому повсюду мусульмане должны выказывать преданность и послушание.
Именно этот панисламизм и его идеи, исключая культуру и этническую принадлежность, являются первичными факторами в цели объединения «Умма». Ранние сторонники панисламизма хотели компенсировать военную и экономическую слабость в мусульманском мире, отдав предпочтение центральному правительству над периферией и мусульманам над немусульманами в расчленении Османской империи после Великой войны (I мировая война). На самом деле общественно-политическая солидарность в мусульманских странах, которая стремится к координации через политическое и экономическое сотрудничество на международном уровне, стала важным политическим инструментом для вербовки экстремистов и террористов в иностранной агрессии послевоенного периода II мировой войны.
Литература для изучения
Для более углубленного изучения панисламизма стоит прочесть книги, написанные знающими и изучившими этот предмет учеными. Среди них "Панисламизм. История и политика" за авторством Джакоба М. Ландау - выдающегося профессора Еврейского университета (Иерусалим). Исследование профессора Ландау, впервые опубликованное в 1990 году как «Политика панислама», является первым всеобъемлющим исследованием панисламизма, этих идеологий и движений за последние 120 лет. Начиная с планов и действий Абдулхамида II и его агентов, он охватывает судьбу движения вплоть до значительного увеличения панафриканских настроений и организации в 1970-1980 годах. Исследование основано на научном анализе архивных и других источников на многих языках. Он охватывает территорию от Марокко на западе до Индии и Пакистана на востоке и от России и Турции до Аравийского полуострова. Это уникальный источник знаний для тех, кто хочет понять влияние этой идеологии на международную политику сегодня.
Современный панисламизм
Современная доктрина панисламизма подчиняет человека Аллаху, восхваляет исламскую общность, ее национальное, этническое и иерархическое разделение противопоставляет глобальному исламскому государства. Есть много современных исламских партий и групп, которые выбрали разные варианты своей деятельности - от пропаганды до терроризма и вооруженных восстаний. Многие считают, что панисламизм – это одно из самых больших препятствий для интеграции мусульман в современность.
Разделение мусульманского мира на национальные государства породило новые направления панисламизма. Во-первых, были созданы транснациональные организации, такие как Организация исламских государств (ОИК), для выражения коллективных чувств и проблем мусульманских народов. Остается неизвестным, может ли ОИК или подобные организации быть достаточно эффективными в современном мире. Вопрос стал более серьезным в свете событий, произошедших после 11 сентября 2001 года.