Известно, что XX век обрушил на Русскую православную церковь неисчислимые беды, вызванные приходом к власти партии большевиков. Ставя своей целью отвратить людей от религии и заставить их забыть имя Бога, атеисты-ленинцы предприняли беспрецедентные по своим масштабам репрессивные действия в отношении священников и прихожан. За десятилетия своего пребывания у власти они закрыли и разрушили десятки тысяч монастырей и храмов, восстановление которых стало первостепенной задачей граждан возрожденной России.
Патриаршее обращение к верующим
Посетив в 2016 году Париж, патриарх Кирилл отслужил литургию в стенах Свято-Троицкого собора и по ее завершении обратился к собравшимся с проповедью. В ней он лаконично, но в то же время предельно убедительно рассказал о важности совершаемого в России общего дела − восстановления храмов.
Его святейшество подчеркнул, что за прошедший период истории на долю наших соотечественников выпали такие испытания, которые не пришлось пережить никому другому, и сохранить национальное единство удалось лишь благодаря православной вере. Именно поэтому без восстановления храмов невозможно возвращение народа к его духовным корням.
Бесстрастная статистика
О том, какими темпами осуществлялись работы, связанные с возрождением попранных ранее святынь, красноречиво свидетельствуют статистические данные. Согласно имеющейся информации, на конец декабря 1991 года, когда произошел официальный распад Советского Союза, в России насчитывалось менее 7000 действующих храмов, а к февралю 2013 года их было уже 39676. Значительно возросло также количество зарубежных приходов, относящихся к РПЦ Московского патриархата.
Юридические и финансовые аспекты проблемы
Следует отметить, что восстановление храмов – это сложный и длительный процесс, требующий не только значительных капиталовложений, но также и активного участия большого количества верующих. Дело в том, что строительно-реставрационные работы не могут начаться, прежде чем будет создан и официально зарегистрирован приход, состоящий как минимум из 20 человек.
Кроме того, приступая к восстановлению храма, помещение которого ранее использовалось в хозяйственных целях, необходимо решить целый ряд юридических вопросов, таких как снятие его с баланса прежних владельцев и передача в собственность РПЦ, определение статуса земельного участка, на котором он расположен, и т. д.
И разумеется, главной проблемой являлось финансирование намеченных работ, но она, как правило, находила свое решение. Вся история отечественного храмового зодчества связана с именами добровольных жертвователей, считавших своим долгом оказать материальную поддержку богоугодному делу. Не оскудела ими Русская земля и в наши дни. Миллионы рублей были перечислены на счета новообразованных приходов частными предпринимателями и простыми гражданами, отдававшими порой свои последние сбережения.
Возрождение главного храма страны
Ярким примером такого «народного финансирования» стало восстановление храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного в 1931 году и полностью воссозданного к 2000 году. Средства на его постройку были собраны благодаря деятельности активистов основанного с этой целью «Фонда финансовой поддержки». Среди них были видные российские предприниматели, а также деятели науки, культуры и искусства.
Значительную помощь строителям оказало и государство. Несмотря на то что изначально было решено обойтись без бюджетных вложений, глава правительства Б. Н. Ельцин издал указ о налоговых льготах всем организациям, принявшим участие в восстановительных работах. Необходимые средства стали поступать как от отечественных, так и от зарубежных компаний, в результате чего восстановление храма Христа Спасителя удалось завершить в намеченный срок.
Взорванные святыни Египта
Проблема восстановления разрушенных святынь является весьма острой во всем мире и стоит перед последователями разных религий. За последние годы большая работа в этом направлении была проделана в Египте, где руками экстремистов было взорвано значительное количество храмов, принадлежащих коптской христианской церкви. Их восстановлению во многом содействовали единоверцы из других стран, направлявшие пострадавшим от террористов общинам денежные пожертвования и необходимые строительные материалы. Посильную помощь оказало и правительство страны. Фото одного из таких храмов приведено ниже.
Разрушение Первого Иерусалимского храма
Однако есть в современном мире примеры того, как возрождение разрушенной святыни растягивается на многие века, и подтверждением этому может служить восстановление Храма Соломона в Иерусалиме. Чтобы стала понятна причина столь уникального «долгостроя», следует совершить короткую экскурсию в историю этого удивительного сооружения.
Храм Соломона, восстановление которого является многовековой мечтой еврейского народа, будет уже третьим по счету религиозным центром, возведенным на Храмовой горе в Иерусалиме, там, где прежде находились два его предшественника, разрушенные завоевателями. Первый из них был построен в 950 году до н. э. и стал символом национального единства, достигнутого евреями в период правления царя Соломона. Став главным центром религиозной жизни страны, он просуществовал чуть более трех с половиной столетий, после чего в 597 году до н. э. был разрушен воинами вавилонского царя Навуходоносора II, угнавшими в плен большинство жителей страны. Духовными вождями иудейского общества эта трагедия была представлена как проявление Божьего гнева, вызванного многочисленными прегрешениями.
Повторившаяся трагедия
Вавилонское пленение завершилось в 539 году до н. э. благодаря тому, что персидский царь Кир, разгромив войско Навуходоносора II, даровал свободу всем его невольникам. Вернувшись домой, евреи прежде всего приступили к восстановлению храма в Иерусалиме, поскольку не мыслили дальнейшей жизни без Божьего покровительства. Так, в 516 году до н. э. посреди еще лежащего в руинах города был воздвигнут Второй Храм Соломона, также ставший духовным центром и послуживший укреплению единства нации.
В отличие от своего предшественника, он простоял 586 лет, но и его участь оказалась весьма трагичной. В 70 году, согласно пророчеству, прозвучавшему из уст Иисуса Христа, Храм был разрушен, а вместе с ним превратился в руины и великий Иерусалим. Более 4 тыс. его жителей были распяты на крестах, установленных вдоль городских стен.
На этот раз орудием в руках Божьего гнева стали римские легионы, посланные для усмирения восставших горожан. И эта трагедия, ставшая одним из эпизодов Первой иудейской войны, устами раввинов была охарактеризована как очередное наказание за попрание Заповедей, полученных Моисеем на горе Синай.
С тех пор в течение без малого двух тысячелетий евреи не перестают оплакивать разрушенный Храм. Сохранившаяся до наших дней западная часть его фундамента стала главной святыней иудеев всего мира и получила весьма символическое название – Стена плача.
Строительство, растянувшееся на века
А как же с Третьим Храмом, строительство которого затянулось на беспрецедентно долгий срок? Евреи верят, что когда-нибудь он будет возведен, о чем свидетельствовал им пророк Изекииль. Но беда в том, что между ними нет единства во взглядах на то, как именно свершится это величайшее событие.
Последователи средневекового духовного лидера Рашаи (1040-1105) , получившего известность своими комментариями к Талмуду и Торе, считают, что в какой-то момент это произойдет сверхъестественным образом без участия людей. Величественное здание само соткется из воздуха.
Их оппоненты, склонные больше доверять иудейскому философу Рамбаму (1135-1204), полагают, что строить Храм придется самим, но сделать это можно будет лишь после того, как в мир явится обещанный пророками Мессия (Иисуса Христа они таковым не признают), иначе его постигнет та же судьба, что и первых двух. Существует также много других точек зрения, сторонники которых пытаются совместить обе изложенные выше теории. Споры между ними продолжаются уже много столетий ввиду чего, восстановление храма в Иерусалиме постоянно откладывается на неопределенный срок.