Ингушские башни: история, фото

Уникальными памятниками средневековой архитектуры Ингушетии являются монументальные жилые, сигнально-сторожевые, оборонительные и наблюдательные сооружения, выполненные из камня. Расположены они в основном в Джейрахском и Сунженском районах республики, прекрасно сочетаясь с великолепной местной природой.

В статье представлен рассказ об ингушских башнях (фото представлены далее) древних кавказских селений.

Величие ингушских башен

Общие сведения

По предположениям ученых, на Северном Кавказе башенное строительство зародилось еще в древности. Свидетельством того являются сохранившиеся остатки циклопических жилищ, обнаруженных на территории древних ингушских селений Эгикал, Таргим, Дошхакле, Хамхи, Карт и др. Возраст их датируется II - I тыс. до нашей эры.

На тот момент на Северном Кавказе начинался период возрождения и процветания башенной культуры, представляющий собой феномен, ярче всего проявившийся в горах Ингушетии. Все это получило название «страны башен». Всего в настоящее время в горах Ингушетии насчитывается более 120 только боевых. Из этого количества около 50-ти имеют сту­пен­ча­то-пи­ра­ми­даль­ное вен­ча­ни­е, примерно 40 башен являются плос­ко­кро­вель­ными, 30 — неисследованные, по­лу­раз­ру­шен­ные и почти не со­хра­нились.

До сих пор остаются неизученными многие памятники и исторические места. Связано это с трудной доступностью и с ограничениями (пограничные зоны). Сегодня история ингушских башен еще полностью не разгадана.

Сочетание средневековой архитектуры с природой

Типы башен и строений

Среди основных типов выделяются полубоевые (полужилые, согласно некоторым источникам), боевые и жилые башни.

Кроме всего, к объектам каменного зодчества древней Ингушетии относятся и различные культовые строения и некрополи (могильники), находящиеся в периметре комплексов из башен.

Жилые

Ингушские башни этого типа чаще всего строились двух-трехэтажными и имели прямоугольное продолговатое основание. Верхняя часть строения имела слегка покатую плоскую крышу, но по размерам была намного уже основания. Таким способом увеличивалась устойчивость строения.

Размеры башен: у основания – в ширину 4-9 метров, в длину 6-15 метров, в высоту 9-12 метров. В самой башне по центру устанавливался каменный столб с квадратным сечением, служивший опорой для несущих балок деревянных перекрытий.

Первый этаж обычно предназначался для содержания скота, а второй и третий – для проживания. Входную дверь делали из дубовых досок, запиралась она с помощью двух засовов. Для проникновения солнечного света в башне проделывались узкие маленькие окна, которые использовались и в качестве бойниц в оборонительных целях. Деревянный потолок сверху обрабатывался глиной. Стены жилых и полубоевых ингушских башен покрывались сверху камнями, не скрепленными раствором, что позволяло при необходимости бросать их сверху во врагов.

Жилые башни

Полубоевые башни

Эти сооружения представляют собой промежуточное звено между башнями жилыми и боевыми. Их квадратное основание обычно имело значительно меньшие размеры по сравнению с жилыми башнями. Площадь обычно составляла примерно 25 квадратных метров, высота достигала 16 метров.

Главной отличительной особенностью являлось отсутствие опорного внутреннего столба и наличие навесных балконов.

Боевые башни

Ингушское башенное зодчество имело наивысший расцвет в период строительства именно боевых башен. Выделяется два типа оборонительных башен: с крышей пирамидальной формы и с плоской. Они были заметно уже и выше, чем полубоевые и жилые.

Вход находился на 2-м этаже, это лишало врагов возможности применять в качестве нападения таран. Большая часть боевых башен состояла из пяти или шести этажей и высота их достигала 25-30 метров над землей, что подвергало угрозе разрушения каменных стен даже при слабом землетрясении. Для усиления сейсмостойкости 2-й этаж стали завершать каменным сводом, служившим опорой для расположенных выше этажей и надежно усиливавшим стены.

Боевые ингушские башни

Были и такие боевые башни (комплекс Ляжги мастера Ханой Хинг), которые для придания еще большей прочности усиливались дополнительным сводом между 4-м и 5-м этажами. Между этажами передвигались с помощью приставных внутренних лестниц. На первом этаже были склады с продуктами и предметами первой необходимости, а также изолированные помещения для содержания пленников. Остальные этажи, кроме последнего, предназначались для хозяйственных и оборонительных целей. Верхний этаж назывался «соколом башни», использовался для хранения камней, луков, стрел и ружей.

Ингушские башни оборонительного плана по форме конические. Наиболее известным башенным комплексом подобного типа является комплекс Вовнушки в Джейрахском районе республики. Он входит в Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.

Территория музея-заповедника

Мастера строительного дела

Ремесло строительное иногда было делом целых ингушских фамильных братств («профессионального клана»). К признанным мастеровым относился известный род Баркинхоевых, живших в селах Нижний, Средний и Верхний Одзик. В большей степени специализировались они на строительстве башен боевых («воув»). Такие мастера-ингуши славились и за пределами Ингушетии. Их приглашали и в Осетию, Чечню, Грузию. Они возводили сложнейшие башенные укрепления и прочие сооружения. Ингушские башни – гордость кавказских народов.

Мастерство строительное передавалось по наследству. Некоторые народные предания содержат имена прославленных зодчих Ингушетии. Это Янд, Дуго Ахриев, Даци Льянов, Хазби Цуров и другие. В их числе и Баркинхоевы.

В заключение

Есть подобные своеобразные каменные сооружения и в самых отдаленных районах Дагестана и Чечни. Ингушские башни Осетии и грузинской Сванетии представляют собой архитектурную достопримечательность этих мест. В Джейрахском районе самой Ингушетии есть котловина Таргимская, в которой громоздятся настоящие города из башен.

Среди огромного множества строений есть и «небоскребы», достигающие высоты десятиэтажного современного здания.

И сегодня продолжают жить средневековые каменные селения. Долговечные и величественные сооружения представляют собой наглядный пример гениального творчества ингушских мастеров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.