История рассказывает, что блюз зародился среди афроамериканцев в США и в будущем оказал большое влияние на развитие музыки. Блюз стал истоком таким направлениям, как джаз и рок-н-ролл, которые также послужили источниками многим другим популярным жанрам. В этой статье разберем, каким образом устроена неповторимая "магия" блюза, которая делает его узнаваемым и атмосферным.
Несколько слов о ладах
Наверняка каждый человек, имеющий представление о блюзе, замечал, что этот жанр обладает особым настроением, наводящим печаль. Связано это с тем, что для написания блюза музыканты пользуются особым звукорядом, отличающимся от привычных уху натуральных мажора и минора. Этот звукоряд называется блюзовым ладом.
В пример можно привести японскую и индийскую музыку. Звучание ощутимо различается, зачастую человек без труда может отличить одно от другого. Еще один пример: в переливах мелодий в дважды гармоническом мажорном ладу люди слышат оттенки "цыганской" музыки. А наличие целотоновой гаммы своей конфликтностью добавляет композиции тревожности, пугающей неопределенности. Следовательно, лады действительно позволяют придать музыке определенный колорит. Такие же принципы действуют и для блюза. Интересно, что блюз - единственный жанр, в честь которого назван лад.
Обычно гармоническая составляющая блюза не отличается сложностью и большим разнообразием. В основе лежит блюзовый квадрат, повторяющийся, как это часто бывает, на протяжении всей песни. Меланхоличный настрой этому жанру придают, в свою очередь, мелодические линии.
Мажорная и минорная пентатоника
Прежде чем говорить про блюзовые лады, следует ввести понятие минорной и мажорной пентатоники и четко закрепить их на практике.
Можно сказать, что минорная пентатоника - это гамма, которая строится путем удаления II и VI ступеней из гаммы натурального минора (эолийского лада) или по схеме "1.5 тона, тон, тон, 1.5 тона, тон".
К примеру, минорная пентатоника от ноты Ля - A C D E G A (Ля До Ре Ми Соль Ля).
Мажорная пентатоника - гамма, представляющая собой натуральный мажор (ионийский лад) без IV и VII ступеней. Схема - "тон, тон, 1.5 тона, тон, 1.5 тона".
Мажорная пентатоника от ноты До - C D E G A C (До Ре Ми Соль Ля До).
Таким образом, выучив строение минорной и мажорной пентатоники, уже можно начинать импровизировать или сыграть достаточно много песен. Пентатонические гаммы особенно популярны среди гитаристов. Основные жанры, в которых описанные выше элементы получили наибольшее распространение, - это блюз и джаз, но даже в современной популярной музыке можно встретить партии с пентатоническими гаммами. Например, многие импровизационные зарисовки и партии в песнях соло-гитариста Кирка Хэмметта из группы Metallica содержат много пентатонических фраз. Также активное использование пентатоники присуще группе Deep Purple. Не обошел стороной данный вид гамм и поп-музыку, к примеру, мелодическую линию песни Adele - Rolling in the Deep. Пентатонические структуры можно встретить в японской или китайской музыке, при этом композиция будет иметь собственный "азиатский" колорит.
Впрочем, блюз не всегда ограничивается одной пентатоникой. Даже если это так, то будут отсутствовать характерные окрас и настроение звука в той мере, в какой они могут быть даны блюзовым ладом.
Структура лада
Построить блюзовый лад на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь к минорной пентатонике добавить пониженную пятую (или повышенную четвертую) ступень минорного лада. Прийти к блюзовому ладу можно через следующий интервалы, отстраиваемые от тоники: малая терция, чистая кварта, увеличенная кварта, чистая квинта, малая септима, чистая октава (1.5 тона, 2.5 тона, 3 тона, 3.5 тона, 5 тонов, 6 тонов).
Не отходя от минорной пентатоники от Ля, построим такой лад. Он выглядит следующим образом (ноты A C D Eb E G A - Ля До Ре Ми-бемоль Ми Соль Ля).
Двенадцать блюзовых ладов
Вы всерьез хотите уметь импровизировать в стиле блюз? Тогда вам необходимо знать, как выстраивается блюзовый лад на фортепиано, гитаре или любом другом музыкальном инструменте от любой ноты. В этом вам поможет следующий материал.
На фотографии представлен блюзовый лад, построенный от каждой из двенадцати нот.
На гитаре
Одна из самых приятных вещей в блюзе - гитарные импровизационные соло. Конечно, для гитариста важно не только знать ноты, а еще и иметь развитые технические параметры. Как минимум, это аккуратные, точные бэнды и вибрато. Без этих элементов соло покажется однообразным и быстро надоест. Тем не менее можно сделать шаг в сторону безупречных блюзовых импровизаций, выучив позиции (боксы) для гитары.
Зная расположение нот на грифе и ноты нужного лада, можно легко выстроить любой лад самостоятельно. Приведем несколько примеров ниже.
Позиция №1 - блюзовый лад от ноты Ля на четвертой струне. Выглядит следующим образом.
Позиция №2 - блюзовый лад от ноты Ля на пятой струне. Знаком каждому гитаристу.
Позиция №3 - блюзовый лад от ноты Ля на шестой струне.
Чтобы получить лад от другой ноты, просто переместите конструкцию на нужное количество полутонов. Допустим, чтобы получить блюзовый лад от Ре, транспонируйте позицию № 3 (или любую другую) на 2.5 тона вправо по грифу.
Отработка импровизации на практике
Не секрет, что даже импровизация требует подготовки. Вы можете самостоятельно записать аккорды в блюзовом квадрате и простую драм-партию, если вы обладаете оборудованием для записи и умеете пользоваться каким-либо секвенсором. Этого вполне достаточно для оттачивания своего мастерства. Тренируйте свои навыки, стремитесь к совершенству. Удачи!