Двадцать первый век – время доминирования технологий, науки и обилия информации. Ежедневно появляется все больше желающих заявить о себе и донести главную мысль целевой аудитории. С каждым днем становится все сложнее завоевать доверие покупателей и выгодную позицию на выбранном рынке. Этот вопрос поможет решить правильно выбранная маркетинговая стратегия и все необходимые инструменты. Что же, партизанский маркетинг в действии – скоростное продвижение с минимальными затратами.
История возникновения
Термин «партизанский маркетинг» возник в двадцатом столетии и его создателем является известный американский рекламщик Джей Конрад Левинсон. Джей работал креативным директором в рекламном агентстве под названием «Лео Бернетт».
В 1984 году молодой человек опубликовал аналогично названную книгу, которая сначала адресовалась малому бизнесу и раскрывала особенности малозатратных способов рекламы. Обрисовав результативные инструменты, писатель не раскрыл самого понятия, что это – партизанский маркетинг.
Несмотря на отсутствие авторского объяснения, многие компании воспользовались основными приемами и применяют их до сих пор. Например, визитные карточки, листовки, буклеты и другие дешевые рекламоносители.
Понятие и характеристика
Бытует несколько трактовок данного определения. Партизанский маркетинг – это:
- Малобюджетные рекламные методы, что позволяют высокоэффективно продвигать определенный продукт, привлекать новых потребителей и увеличивать уровень прибыли, без больших вкладов в деятельность рекламщиков.
- Обширная концепция, которая включает идеи и способы для продвижения с использованием нестандартного подхода и минимальных финансовых затрат.
- Тактика продвижения бренда малобюджетным или бесплатным путем, при которой влияние на покупателей оказывается за счет креативного мышления или скрытого подтекста.
Так, суммируя распространенные объяснения, можно вывести универсальную формулу. Партизанский маркетинг – это: неординарные решения + низкие расходы (их отсутствие) = быстрые и отличные результаты.
Принципы партизанского маркетинга
Чтобы добиться желаемого эффекта, следует обратить особое внимание на соблюдение всех принципов:
- креативность мышления (исключительно уникальные идеи способны вызвать восхищение и запоминание);
- скромность бюджета (максимальные доходы с минимальными вложениями);
- воздействие на психологию целевой аудитории;
- отсутствие жестких моральных и этических границ (часто партизанский маркетинг – это нечто эпатажное и провокационное);
- однократное повторение.
Выполняя все вышеописанное можно наблюдать прирост в посещениях и покупках. Подобную стратегию следует использовать во многих сферах. Наиболее популярен партизанский маркетинг в туризме, продажах, социальных сетях и всех сферах обслуживания.
Основные функции
Независимо от применения, партизанский маркетинг призван решать следующие ключевые задачи:
- Реклама без денежных расходов (объявления на досках или почтовых ящиках, флаера и буклеты).
- Продуктивная работа с дешевыми каналами (промоутеры, контекстная реклама, витрины магазинов, реклама на общественном транспорте).
- Повышение социального интереса к предложениям.
- Повышение узнаваемости и улучшение репутации компании.
- Улучшение позиций в поисковых системах.
- Малозатратное повышение результативности маркетинговой политики.
- Локальное воздействие и точечное влияние на потенциальных клиентов.
- Привлечение новых постоянных покупателей.
Выполнение этих функций не всегда оправдывает себя. Поэтому стоит ознакомиться с возможными изъянами избираемой маркетинговой стратегии.
Преимущества и недостатки
Партизанский маркетинг, как и любое явление, обладает негативными и положительными сторонами. Среди плюсов можно выделить:
- низкую стоимость, в сравнении со стандартными методами продвижения;
- «сарафанное радио»;
- быстроту результатов;
- широкий ассортимент инструментария и специальных техник;
- большой охват целевого сегмента.
Но не одними добрыми словами. Перед тем, как перейти к непосредственному применению, рекомендуется ознакомиться с минусами:
- высокие требования к проявлению креативности и неповторимости идеи;
- сложный механизм использования отдельных техник;
- возможен негативный эффект, который несут за собой спам и скрытое воздействие.
Таким образом, при выборе в сторону партизанского маркетинга, нужно осведомиться о рискованности подобной затеи. А уже потом необходимо определить, какой вид или комплекс типов маркетинга стоит применять в деле.
Классификация
В зависимости от целевой аудитории и предлагаемого товара или услуг различают несколько видов партизанского маркетинга.
- Эпатажный. Обычно ориентируется на молодежь и любыми способами привлекает внимание потребителя. Это могут быть шутки сексуального характера, вызывающие фразы и запоминающееся слова (даже ошибки в них).
- Вирусный. Фундаментальное отличие вида – акцент на психологии. Идет речь о постах в социальных сетях, рекламных баннерах и прочих фишках партизанского маркетинга в Интернете. Если человеку понравится картинка, текст, звук, анимация, то он обязательно поделится ею с друзьями – и все по цепочке. Особой популярностью обладают смешные видео с животными.
- Скрытый. Здесь потенциальный клиент не понимает и не осознает, что компания оказывает влияние на его выбор. Сюда относятся отзывы, упоминания об услугах в клипах или фильмах, и пр.
Их можно использовать и отдельно, и в комплексе. Главное – умело комбинировать методы партизанского маркетинга онлайн или же офлайн.
Методы вне Интернета
Среди инструментов для осуществления партизанского маркетинга вживую можно выделить многие. Только во проверенные временем и компаниями-гигантами такие:
- Сарафанное радио. Здесь идет речь о неких «подставных покупателях». Так, осчастливленные покупкой люди советуют этот магазин своим близким, родным и просто знакомым.
- Отклонение от традиций. В данном случае берет верх сумасшедшая креативность. К примеру, предприятие Nike создало лавочки без сидений, на которых написано Run или Just do it.
- Проведение публичных мероприятий. Как это делают большие спорткомплексы – при открытии нового помещения осуществляется торжество, на которое приглашены все желающие.
Также широко используется ассоциирование с большими мировыми праздниками или важными датами.
Методы on-line
21 столетие, как было раньше сказано, отличается невероятными масштабами информации, поэтому нужно этим воспользоваться. Партизанский маркетинг в сети работает при:
- Виральном контенте. Несет развлекательно-познавательную волну с незаметным рекламным подтекстом, что вызывает позитивные эмоции и приятные ощущения. Такими интсрументами служат мини-книги, скетчи, клипы, мелодия и пр.
- Скрытом маркетинге. Так, фирма создает свой блог или сайт, где рассказывает клиентам всякие полезности, интересную информацию или дает дельные советы. А между строк рекламируется товар.
- Использовании трендов и горячих новостей. Идет привязка продукта к определенной тематике, что волнует сейчас целевую аудиторию.
Только комплексное использование сетевых и живых методов поможет добиться высоких результатов.
Инструментарий
Способы партизанского маркетинга довольно разнообразны. Чтобы шла полноценная реализация поставленных целей, стоит использовать:
- сотрудничество и партнерство с компаниями, что обладают той же целевой аудиторией, но предлагают другой продукт;
- создание определенного места для общения клиентов и работников (отдельный форум, сайт или приложение);
- организация адресной рассылки специальных предложений, горячих скидок или акций;
- поиск носителей рекламы среди окружающей среды (деревья, дороги, стены домов и т.д.);
- размещение нестандартной рекламе на машинах такси или общественном транспорте;
- использование экстравагантных трюков;
- предложение сопутствующих услуг;
- активное оформление брендированных сувениров.
Список не ограничивается исключительно этими способами. Здесь приветствуется полет фантазии и безумные идеи, которые появляются вслед за готовыми примерами партизанского маркетинга. Заманить клиента поможет хорошо продуманная, интересная и даже захватывающая история о создании продукта, о самой компании и о работниках. Когда фирма повествует покупателю о своей жизни, то возникает нить доверия и желания приобрести что-нибудь.
Каналы в партизанском маркетинге
Данный вид маркетинговой тактики не должен навязывать людям продукт, а наоборот - легонько подтолкнуть к покупке или сотрудничеству. Отличный партизанский маркетинг заключается в якобы самостоятельном решении потребителя о связи с вашей компанией. Чтобы добиться такого, нужно использовать каналы:
- Соц.сети. Идеальная альтернатива для вирального контента. реклама в фейсбуке ориентирована на людей от 25 лет, в инстаграме - от 15. Если целевая аудитория проживает в странах СНГ, то подойдет известный сайт "ВКонтакте".
- Тематические форумы и страницы. Здесь можно оставлять положительные отзывы о своей компании или негативные о конкурентах от имени обыкновенных людей.
- Реклама у блоггеров. Иногда знаменитые медийные личности запрашивают оплату рекламы или проводят ее по бартеру.
- Видео-материалы. Создание интересных видео-роликов, что принесут публике удовольствие, хорошее настроение, новые полезные данные; простых клипов, что запоминаются и оставляют отпечаток в памяти.
Источники для подробного изучения
Курс партизанского маркетинга обязателен для тех предпринимателей, что заботятся об успешности собственного бизнеса и желают развиваться в ускоренном режиме. Для этого рекомендуется изучить специальную подборку материалов, что помогут найти ответы на все вопросы и углубиться в понятие партизанского маркетинга.
- Джей Конрад Левинсон. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах. (2012)
- Игорь Борисович Манн. Без бюджета. 57 эффективных приемов маркетинга. (2009)
- Александр Михайлович Левитас. Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии. (2012)
- Джей Конрад Левинсон, Пол Хенли. Партизанский маркетинг. Добро пожаловать в маркетинговую революцию!
Остается только с умом применять полученные знания и удивлять целевую аудиторию безграничностью собственной фантазии. В свое же время покупатели удивят вас своим желанием сотрудничать и делиться хорошими отзывами с другими.