"Средь оплывших свечей и вечерних молитв..." Текст песни "Баллада о борьбе" Владимира Высоцкого начинается именно так. В удивительно красивой, эмоционально насыщенной песне заложен очень серьезный философский смысл. Что известно о создании этой песни, ее авторе и современном исполнении?
Владимир Высоцкий
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В детстве занимался музыкой, после окончания школы поступил сначала в технический вуз (по настоянию родных), a затем, бросив техническое образование, поступил в Школу-студию имени B. И. Немировича-Данченко при МХАТе.
На протяжении всей жизни Высоцкий играл в театре, кино, и, конечно, сочинял песни на собственные стихи, первые из которых появились в 60-е годы XX столетия. Многие из песен были написаны к кинофильмам. Судьба поэта, барда драматична. Официального признания он так и не получил, первый сборник стихов был издан уже после смерти Высоцкого в 1980 году.
История создания песни
"Баллада о борьбе" была написана для фильма Сергея Тарасова "Стрелы Робин Гуда". Всего было шесть песен, ради которых, по сути, и снимался фильм:
- Баллада о времени («Замок временем срыт и укутан, укрыт...»);
- Баллада о вольных стрелках («Если рыщут за твоею непокорной головой...»);
- Баллада о борьбе («Средь оплывших свечей и вечерних молитв...»);
- Баллада о ненависти («Торопись! Тощий гриф над страною кружит...»);
- Баллада о коротком счастье («Трубят рога: скорей! скорей!..»);
- Баллада о любви («Когда вода Всемирного потопа...»).
Глубокие по своему смыслу, все эти песни трогают душу. К сожалению, Госкино в СССР так не считало. После того как съемки были закончены, а кинолента была привезена на утверждение, авторское исполнение песен было признано не подходящим к фильму. За месяц съемочная группа должна была заменить музыкальное сопровождение. В итоге фильм вышел в прокат с композициями Раймонда Паулса, a лишь в 1997 году на телевидении показали версию режиссера, где песни Высоцкого использовались.
Текст "Баллады о борьбе"
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт, -
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить,
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
Только в грезы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав - столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты, трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его - не тебя,-
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал:
Это смерти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица грубы!
И всегда позади –
Воронье и гробы.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!
Если, путь прорубая
Отцовским мечом,
Ты соленые слезы
На ус намотал,
Если в жарком бою
Испытал, что почем,-
Значит, нужные книги
Ты в детстве читал!
Баллада - жанр повествовательный. И в этой песне история начинается издалека, о детстве и его забавах, о книгах, которые читали дети. Выражается это и в музыкальном языке. Начинается композиция более спокойно, размеренно. Постепенно напряжение нарастает, что приводит к очень яркой эмоциональной кульминации, которая сопровождается и более жестким литературным текстом. Именно в ней выражена мораль: либо поступаешь по чести и сражаешься с врагом, либо отсиживаешься в стороне, как трус.
Современные исполнения
Музыка Высоцкого проникновенна. Он не был выдающимся вокалистом... Но его грубоватое пение не могло не тронуть своей искренностью. Каждую песню Владимир Семенович проживал, вкладывал в каждое исполнение всю душу. Поэтому песни Высоцкого исполнять довольно сложно: сложно не растерять проникновенность исполнения. Исключением стала Хелависа, она же Наталья О'Шей, лидер группы "Мельница". В исполнении этого коллектива "Баллада о борьбе" обрела новую интересную трактовку, а инструментовка в стиле музыкального коллектива дополнила образ, который создается в песне.
Творчество Владимира Высоцкого - удивительная вещь. Он поднимал серьезные темы, в том числе и тему войны. Хотя Владимир Семенович никогда не был на фронте, ветераны принимали его за своего: такими яркими были его песни. Вечные темы чести, добра и зла актуальны во все эпохи: ведь кто мы сейчас, как не книжные дети средь оплывших мечей и вечерних молитв?