Таджикские поэты составляют основу национальной литературы своей страны. К их числу причисляют всех авторов, которые пишут на таджикском и персидском языках, в независимости от их гражданства, национальности и места проживания.
Рудаки
В 859 году в селении Панджруд родился таджикский поэт Рудаки. Он был еще и ученым, который считается основоположником таджикской литературы, одним из самых известных персидских поэтов.
В его биографии содержится много упоминаний о том, что Рудаки был слеп от рождения. При этом его биограф XII-XIII веков Мухаммад Ауфи утверждал, что ребенком он был настолько восприимчив, что уже к восьми годам знал наизусть весь Коран и сам начал писать стихи.
Современные исследователи ставят под сомнение этот факт, отмечая, что в его стихах столько красок, что, скорее всего, если он и потерял зрение, то это произошло уже в зрелом возрасте. Подтверждением этой версии служит тот факт, что многие описания в его произведениях слишком уж реалистичны.
Антрополог Михаил Герасимов, восстанавливавший его скульптуру по останкам, утверждает, что поэту выжгли глаза уже в зрелом возрасте. По анализу скелета он сделал вывод, что его ослепили с помощью куска раскаленного железа. Скорее всего, не раньше 60 лет.
По самой распространенной версии его биографии известный таджикский поэт Рудаки из родного селения, расположенного на территории современного Таджикистана, отправился в Самарканд. Он поступил на службу ко двору Саманидов. При этом никаких деталей того, как это произошло неизвестно.
Творческое наследие
В раннем возрасте он уже стал знаменит как музыкант и певец. Достоверно известно, что Рудаки хорошо знал Коран, арабский язык, имел схоластическое образование.
По одной из версий, его ослепили после того, как в 940 году вспыхнуло восстание против исмаилитов. Рудаки был ослеплен по совету визиря, который его ненавидел, также у него конфисковали имущество. Правитель Амир Наср потом сильно пожалел об этом, приказал казнить визиря, а Рудаки одарить щедрыми дарами. Но тот отказался, умерев в родной деревне нищим в 941 году.
Исследователи отмечают, что Рудаки был плодовитым автором. Считается, что им написано около 130 тысяч его двустиший. Это поэмы газели, рубаи и другие жанры персидской литературы, основателем которой он сам и считается. До наших дней дошло около тысячи двустиший. Полностью сохранилась касыда под названием "Мать вина". Вот отрывок из нее.
Нам надо мать вина сперва предать мученью,
Затем само дитя подвергнуть заключенью.
Отнять нельзя дитя, покуда мать жива,—
Так раздави ее и растопчи сперва!
Также переведены на русский язык его автобиографическая касыда "Жалоба на старость", несколько десятков рубаи.
Исследователи его творчества отмечают, что наряду с хвалебными стихами, встречаются строки, в которых утверждается призыв к знанию, вера в мощь человеческого разума. Рудаки, преимущественно, использует простые поэтические средства, достигая ярких и зрелищных образов.
Фирдоуси
Один из самых известных таджикских поэтов хорошо нам знаком под именем Фирдоуси. Он родился на территории Ирана 935 году. О его ранних годах практически ничего неизвестно, но, судя по всему, он получил превосходное образование.
Его молодость пришлась на знаменательный период в истории Ирана, когда феодальная аристократия после долгих лет арабского господства сумела освободиться от ига завоевателей, забрав власть в собственные руки.
Сам Фирдоуси поначалу служил у султана Махмуда Ганзевидского, которому посвятил свою самую известную поэму "Шахнаме". Это знаменитый памятник персидской литературы, в котором описывается вся история Ирана с древнейших времен до VII века, когда на его территорию проник ислам. Многие исследователи отмечают главную мысль этого произведения, которая заключается в том, что на власть имеют право только наследники. Это не понравилось Махмуду, который признавал право силы, а не родства.
"Шахнаме"
По легенде, Султан не стал платить персидско-таджикскому поэту Фирдоуси за поэму. Это настолько его рассердило, что он написал сатиру, в котором упрекнул правителя в происхождении от раба. Из-за этого ему пришлось бежать из страны и до конца жизни скитаться в нищете. Он умер в родном городе Тус в 1020 году.
С престолом он простился ясным взглядом,
Три головы сынов с ним были рядом.
Когда Манучихр воссел на престол, к юному царю пришел витязь
Сам, владелец Систана, и сказал:
Мне глаз поручен над царем державы,
Тебе — судить, мне — суд одобрить правый.
Другим приближенным царя стал богатырь Каран, сын кузнеца Кавы.
Так таджикский поэт Фирдоуси рассуждает о власти в "Рассказе о кузнеце Каве", который входит в "Шахнаме".
События в поэме разделены на мифическое и историческое время.
Омар Хайям
Имя этого поэта знают даже те, кто ничего больше не слышал ни о таджикской, ни о персидской литературе. Это знаменитый поэт, философ, астроном и математик.
Он появился на свет в 1048 году в городе Нишапур в Иране. Его отец был палаточником, который уделял много внимания образованию сына. С 8 лет тот начал постигать основы астрономии и философии, занимался математикой. В 12 лет поступил в медресе в Нишапуре. После обучался в Самарканде, Балхе и Бухаре. Глубоко исследовал медицину, получив квалификацию врача, мусульманское право.
Его детство пришлось на период сельджукского завоевания областей в центральной Азии, когда было убиты много людей, в том числе большинство крупных ученых.
В 16-летнем возрасте таджикский поэт Омар Хайям потерял своих родителей. Они умерли во время эпидемии. Тогда он продает все имущество и отправляется в признанный на Востоке в то время научный и культурный центр Самарканд. На диспутах он так поражает всех своей ученостью, что вскоре становится влиятельным и уважаемым наставником.
Как и многие другие ученые того времени, он подолгу не задерживается в одном городе, в Бухаре работает в хранилище книг. С 1074 года становится духовным наставником султана Мелик-шаха I, руководит одной из крупнейших в мире обсерваторий. Он трудится и делает много значимых открытий до 1092 года, когда умирает султан и его визирь Низам ал-Мулька. После этого Хайяма обвиняют в вольнодумстве и безбожии, ему приходится уехать из столицы сельджуков.
Рассказывают, что почувствовав приближение смерти, ему тогда было 83 года, он остановил чтение книги по метафизике, составил завещание, попрощался с родными, близкими и учениками. После этого, уже не принимая никакой пищи, помолился перед сном и умер.
Рубаи Хайяма
Великий таджикский поэт Хайям оставил большое количество известных произведений. При этом при жизни его знали только как ученого, его рубаи стали популярны намного позднее. В них он формулирует самые сокровенные мысли о человеке, жизни, знаниях, любви.
В данный момент его перу приписывают около четырех тысяч четверостиший. При этом исследователи считают, что некоторые рубаи он мог не сочинять, их ему приписали более поздние авторы, опасаясь обвинений в богохульстве и вольнодумстве. Точно установить, какие именно произведения писал Хайям, сегодня уже не представляется возможным. Скорее всего, его перу принадлежат от 300 до 500 рубаи.
Настоящая популярность к Омару Хайяму пришла, когда тетрадь с его стихами оказалась в руках у английского поэта Эдварда Фицджеральда, который стал переводить рубаи на английский язык и латынь. В начале XX столетия в вольном изложении Фицджеральда они были одними из самых популярных произведений в викторианской Англии. Вот только несколько примеров его произведений в переводе на русский язык.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
Гляжу на землю я - и сном объятых вижу;
Взираю в глубь земли, - землею взятых вижу;
В твою, небытие, пустыню взор вперив, -
Тех, кто ушли уже, и незачатых вижу.
Лепящий черепа таинственный гончар
Особый проявил к сему искусству дар:
На скатерть бытия он опрокинул чашу
И в ней пылающий зажег страстей пожар.
Не беспокойся! Путь начертан твой - вчера,
Страстям разрешено играть с тобой - вчера.
О чем тебе тужить? Без твоего согласья
Дней будущих твоих уставлен строй - вчера.
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
Во всем мире сегодня Хайям известен, как проповедник гедонизма, который отрицает возможность посмертного воздаяния.
Надира
Среди известных таджикских поэтов и писателей встречается совсем немного женщин, но они все-таки есть. Поэтесса Надира родилась в 1792 году в древнем узбекском городе Андижане. На этом основании ее считают еще и узбекской поэтессой, однако много произведений ею написаны на персидско-таджикских языках.
Став супругой правителя Кокандского ханства, большую часть жизни она провела в при дворе, часто участвовала в поэтических состязаниях со своим мужем, который умер в 1822 году, когда ей было всего 30 лет.
После этого на престол взошел ее 12-летний сын, Надира стала его опекуном. Кокандское ханство в те времена достигло своего расцвета, занимая наибольшую площадь.
В источниках того времени сохранились сведения о том, что Надира принимала активное участие в культурной и общественной жизни государства, будучи влиятельной покровительницей искусств. Она участвовала в строительстве медресе, помогала поэтам и ученым. Ее жизнь и творчество проникнуты темами сочувствия к угнетенным людям и заботой о просвещении всех и каждого.
Ее жизнь оборвалась трагически. В 1842 году из-за политических интриг религиозные фанатики обвинили ее в разврате. Вместе с сыновьями Надиру зверски убили.
Произведения поэтессы
В своих произведениях Надира, как и многие поэты ее времени, опиралась на гуманистическое наследие Алишера Навои, считавшегося классиком узбекской литературы. При этом многие стихи она писала на таджикском языке.
Работала Надира в разных жанрах. Это были мухаммасы, газели, мусамманы, тарджибанды. Ее стихотворный диван считается гимном верности, любви и честности. В своих произведениях всегда призывала замечать в женщине не только красоту, но и чувства, ум и достоинство.
По тебе томясь и маясь, я влачусь в пустынном доле,
Прах свой к небесам взвивая, смерчем вьюсь я в диком поле.
Ты едва уйдешь - мне душу муки страсти побороли!
Сердце и душа - с тобою, я ж - у бед моих в неволе,
Я тебе вручаю сердце, а тебя - господней воле.
Надира всегда воспевала любовь как символ человеколюбия и основу нравственности.
Лоик Шерали
Знаменитый современный автор, писавший на таджикском языке, таджикский поэт Лоик Шерали. Он родился в 1941 году в селе Мазори-Шариф в Пенджикентском районе.
Значительное влияние на его творчество оказали произведения, которые он читал в детстве, а также национальная самобытность, которая определила его авторитет и личность.
Он возглавлял Международный фонд таджикско-персидского языка, скончался в 2000 году в возрасте 59 лет.
Лучшие стихи
Сам Шерали озаглавил цикл своих лучших стихов "Вдохновение". Таджикский поэт писал стихи для простых людей, поэтому в них не встретить сложных оборотов и туманных философских размышлений.
Друзья везде, однако Родина в одном месте,
Каждый камень Родины подобен красивому памятнику.
Вселенная везде мила, однако для меня
Мать одна, Таджикистан — один.
Боль, впечатления и чувства, которые присутствуют в его стихах, никого не могут оставить равнодушным. Это самый известный и успешный таджикский поэт современности. Он занимался творчеством более сорока лет, оставив после себя богатое наследие.