Германо-скандинавская мифология упоминается великими римскими писателями. Цезарь (1 в. до н. э.) и Тацит (1 в. н. э) рассказывали о верованиях и священных ритуалах.
Так, согласно их свидетельствам, сначала германцы приходили в священные рощи, в которых обращались к своим богам с просьбами. При этом заходили они в эти рощи в оковах.
Не скупились германцы и на подарки богам. Как выяснили впоследствии ученые, из животных, которых приносили в жертву, вынимали легкие, печень, сердце. Органы сжигали на костре. Собранной кровью окропляли народ.
Позднее германцы стали возводить капища (языческие святилища, храмы). В них устанавливались фигурки Фрейра, Тора, Одина (скандинавских богов). Такой храм стоял на протяжении пяти столетий в Швеции (Упсале). В то время жертвенный скот начали убивать у храмов. Собранной кровью кропили людей, храм (снаружи и внутри). На полу капища разводили огонь, ставили котлы, в которых варили жертвенное мясо. Еду благословляли.
После принятия христианства скандинавские боги еще достаточно продолжительное время прославлялись народом. Так, например, пленных вешали в дар Одину, вожди приносили в капища деньги для совершения молитвы за упокой. В 10 веке Датские короли на одной стороне монет чеканили молот Тора, а на другой – меч святого Петра. В течение многих веков скандинавские боги упоминались в пословицах и поговорках. В процессе сбора трав люди произносили заклинания, придавая таким образом силы растениям. Долго народ обращался к богам с просьбами отвести болезнь, предотвратить бурю или гром, послать дождь.
Христианская церковь в некоторых случаях использовала достаточно радикальные меры. Идолы и капища сжигались, народу было запрещено проводить старинные ритуалы, произносить клятвы. Избавлять население от язычества церкви помогали и королевские законы. Однако некоторые скандинавские боги все-таки проникли в христианство. Так, например, святым Иаковом стал Тор. Другие боги викингов стали бесами. Сохранились и некоторые праздники. Продолжали славить богиню Земли, празднование зимнего солнцестояния слилось с Рождеством.
Скандинавские боги свое "бессмертие" и славу приобрели в языческой литературе, музыке, живописи, устном творчестве.
Один – верховное божество. В скандинавской мифологии он являлся символом верховной власти и мудрости, оттеснив, таким образом, бога-громовержца Тора. Второй был главенствующим у индоевропейских племен. Заняв первое место, Один взял часть обязанностей Тора на себя, главным образом, став покровителем воинов. Согласно скандинавским мифам, верховное божество владело знаниями о судьбе всего мира.
Необычным характером обладал Локи. Этот бог являлся самым популярным героем в скандинавском эпосе. Его имя упоминается в различных фольклорных жанрах, в том числе поговорках и пословицах. Следует отметить, что образ Локи достаточно противоречив. Он отличался хитростью, изворотливостью, чувством юмора (чаще злым). Из всех богов Локи был единственным, кто имел связь практически со всеми героями мифологии.
Тор олицетворял грозу, гром. В отличие от прочих богов-громовержцев, он не был единовластным главой пантеона. Атрибутом Тора являлся его молот. Этого орудия боялись все злые духи. Вторым атрибутом Тора являлась его повозка, которая была запряжена козлами.
Фрейр был богом солнечного света, плодородного летнего дождя. Кроме этого, он покровительствовал всадникам и лошадям, был спасителем пленных. Атрибутом Фрейра был меч. Вынутое из ножен, оружие приносило только победу. Однако в храмы, воздвигнутые в честь Фрейра, оружие вносить запрещалось. В жертву в этих храмах приносили лошадей и быков. Статуи Фрейра высекали из цельных бревен. Но так же, как и идолы других существ, его статуи были сожжены после прихода христианства.