В последнее время все чаще в учебной литературе используется понятие "социальная компетенция". Трактуется оно авторами по-разному. Кроме того, это понятие может включать в себя множество элементов.
Проблемы терминологии
Социальная компетенция рассматривается некоторыми авторами как совокупность таких человеческих качеств:
- Эмпатия.
- Социальная чуткость.
- Терпимость.
- Открытость.
- Независимость.
- Непосредственность.
- Способность к творчеству.
Другие авторы выделяют только два аспекта – кооперацию и автономию. В настоящее время нет общепринятого определения социальной компетенции. Проблема связана с тем, что в различных научных дисциплинах термин "компетенция" имеет разное значение.
Кроме этого, следует учитывать, что содержание понятия зависит от специфики ситуации, в которой находится субъект. Немаловажное значение имеют и особенности требований, предъявляемых к индивиду.
Если в бытовых условиях какая-то модель поведения признается успешной, то в трудовой деятельности ее использование может привести к краху. Поэтому важно развивать различные виды компетенции (социально-профессиональные в том числе). Ожидания по отношению к одному субъекту будут сильно изменяться в зависимости от его роли в обществе. К примеру, окружающие предъявляют разные требования к коллегам, подчиненным, управляющим.
Важный момент
Социальную компетенцию нельзя рассматривать в качестве личной мотивации или индивидуальной квалификации. Развиваться она может исключительно в благоприятных и открытых условиях. Упрощенная интерпретация социальной компетенции может применяться только для объяснения серьезных, частых, явных отклонений в поведении индивида.
Содержание элементов
Оно определяется при помощи категорий общей компетенции. В социально-коммуникативной модели человеческого поведения Д. Эйлер выделил 6 категорий:
- Невербальное или вербальное выражение мнения на уровне эмоций, намерений, отношений и на деловом уровне.
- Интерпретация мнения.
- Метакоммуникация.
- Чувствительность к коммуникационным помехам (явным или скрытым).
- Анализ условий общения (персональных или ситуативных).
- Использование результатов анализа.
Структурные элементы
Компонентами социальной компетенции являются:
- Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов.
- Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям.
- Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе.
- Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.
Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:
- Знаний о себе и социальной действительности.
- Сложных навыков и умений.
- Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.
Формирование социальной компетенции
Общественно-экономические изменения в современной России обуславливают новые требования к личным качествам субъектов. Воспитание индивида, вкладывание в него ключевых социальных компетенций осуществляется с самого раннего возраста. Важным условием воспитания является благоприятный психологический климат в семье, среди сверстников. На эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения в дошкольном учреждении, в школе. Социальные компетенции у детей появляются и развиваются под наблюдением взрослых.
Задачей педагогов и родителей является создание благоприятного психологического климата для ребенка. Необходимо обеспечивать детям возможность говорить о себе, изучать себя, общаться с другими детьми и взрослыми, слышать их.
Необходимые условия
Развитие социальных компетенций будет эффективно только при соблюдении следующих условий:
- Педагог или родители должны переориентироваться на работу с личностными элементами сознания ребенка, обеспечить поддержку его способности к ответственному выбору, рефлексии, самоорганизации, творчеству.
- Досуговые программы должны быть наполнены социальными и эмоциональными компонентами.
- Педагогические технологии, используемые в воспитании, должны быть построены с учетом специфики отношений взрослого и ребенка.
- Должно проводиться психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.
К педагогическим условиям формирования и совершенствования социальных компетенций в учебном заведении относят:
- Наличие специально созданной системы социально-педагогической помощи, организованной с учетом отрицательно воздействующих факторов, основанной на реализации разных вариантов досуговых программ.
- Наличие у детей возможности переживать в разных сферах жизни и деятельности за результаты успешного поведения.
- Обеспечение согласованного педагогического воздействия на учащихся.
Задачи
Социальная компетенция формируется и развивается для таких целей:
- Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, который характеризуется организацией продуктивного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
- Формирование терпимого отношения к сверстникам, развития коммуникативных навыков.
- Формирование базы для эмоциональной саморегуляции, осознания своих переживаний и чувств в сложившихся условиях.
Ожидаемые результаты
Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий "тренинг", "друг", "дружба", "эмоции", "чувства", "ощущения", "ценности", "команда".
У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:
- В сфере самопознания – понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
- В сфере межличностного взаимодействия – способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.
Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.
Роль педагога
Социальную компетенцию (по мнению многих специалистов) следует рассматривать как состояние баланса между средой, в которой находится субъект, требованиями, которые предъявляет к нему общество, и его возможностями. При нарушении равновесия возникают кризисные явления. Предотвращение их – важнейшая задача педагога.
Для предупреждения кризисных явлений педагог должен уметь видеть ребенка, своевременно распознавать проблемы, наблюдать за его поведением, фиксировать сложности, анализировать их и вырабатывать методы коррекции.
Компетентностный подход
В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.
Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.
Заключение
Сегодня вопросами эффективного использования компетентностного подхода занимается множество ученых. Научные деятели ищут способы сокращения разрыва между теорией и ее практическим применением в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что особенности компетентностного подхода больше изучены в рамках профессионального образования. Поэтому далеко не все школьные учителя имеют представление о способах его реализации.
Социальная компетенция важна везде, где происходит взаимодействие людей: в семье, в образовательном учреждении, в обществе. Современное образование ставит перед педагогами сложную задачу сформировать у детей не только учебные, но и социальные компетенции. Результатом ее решения должно стать воспитание в учащихся умений устанавливать контакт с другими людьми, проявлять терпение, уважение к другим, понимать состояние других людей, адекватно вести себя в обществе. Все эти качества закладываются в детстве. Для формирования этих умений педагоги должны работать совместно с родителями, разрабатывать такие подходы, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что выпускники школ станут достойными гражданами своей страны.